![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 | |
вообще перестанут понимать что-либо). И таким образом, назрела острая необходимость в смене всей методологии физической теории. Литература к главе 16. 1. Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм. Критика методологии современной теоретической физики. М., Энергоатомиздат, 1992, 190 с. 2. Ацюковский В.А. Критический анализ основ теории относительности. г.Жуковский, Петит, 1996,56 с. 3. Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм в современной теоретической физике. Марксизм и современность № 2-3 (11-12), Киев, 1998, с. 143-152. 4. Бриллюэн Л. Новый взгляд на теорию относительности. М., Мир, 1972, 142 с. 5. Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки. М., Высшая школа, 1989, 572с. 6. Голин Г.М. Хрестоматия по истории физики. Минск, Вышэйшая школа, 1979, т. 1. Классическая физика, 271 с.; т. 2. Современная физика, 303 с. 7. Гредер Г.Ю. Эволюция основных физических идей. Пер. с нем. Киев, Наукова думка, 1988, 364 с. 8. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики. М., Наука, 1974. Ч. 1 - С древних времен до конца XVIII в. - 351 с.; ч. 2 - С начала XIX в. до середины XX в. - 317 с. 9. Идлис Г.М. Революция в астрономии, физике и космологии. М., Наука, 1981, 232 с. 10. Исследования по истории физики и механики. Сб. ст. под ред. А.Т.Григорьяна. М., ИИЕИТ РАН. 1985-311 с., 1987-245 с., 1988-260 с., 1989- 167 с., 1990-244 с., 1993-1997 - 233 с. 11.Кудрявцев П.С. История физики. Т. 1-3. М., Учпедгиз. Т. 1. От античной физики до Менделеева. 1948, 536 с.; т. 2. От Менделеева до открытия квант. 1956, 488 с.; т. 3. От открытия квант до создания квантовой механики. 1971, 422 с. 12. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., Просвещение, 1982, 447 с. 13. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС., 5 изд., т. 18. М.Липсон Г. Великие эксперименты в физике. М., Мир, 1972, 216 с. 15.Льоцци М. История физики, пер. с итал. М., Мир, 1970, 463 с. 16. Максвелл и развитие физики XIX—XX вв. Сб. ст. М., Наука, 1985, 244 с. 17. Эйнштейн А. Принцип относительности и его следствия (1910). Собр. научн. тр. М., Наука, 1965. Т.1. С. 138-164. 18. Эйнштейн А. Основы общей теории относительности (1916). Собр. научн. тр. М., Наука, 1965. Т.1. С.452-504. 19. Эйнштейн А. Эфир и теория относительности (1920). Собр. научн. тр. М., Наука, 1965. Т. 1. С. 682-689. 20. Эйнштейн А. Об эфире (1924). Собр. научн. тр. М., Наука, 1966. Т.2. С. 154—160. | Глава 17. ЭФИРОДИНАМИКА «Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины». Клод Гельвеций. Об уме «Признание эфира, в котором могут иметь место механические движения, т.е. пространственные перемещения элементарных объемов этой «первоматерии», непрерывно заполняющей все наше трехмерное пространство, само по себе не является признаком механистической точки зрения». В.Ф.Миткевич. Основные физические воззрения 17.1. Краткая история эфира. Представление об эфире -одно из самых древних представлений об устройстве природы Эфир - тонкая материальная среда, заполняющая все мировое пространство, обеспечивающая своими движениями все виды взаимодействия тел. Есть все основания предполагать, что в VI-IV вв. до нашей эры, а возможно, и значительно ранее идеи эфира были распространены достаточно широко. Так, древнеиндийские учения - джайнизм, локаята, ньяя и другие, такие религии, как брахманизм и буддизм, изначально содержали в себе учение об эфире (акаша), единой вечной и всепроникающей физической субстанции, которая непосредственно не воспринимается чувствами. Эфир един и вечен. Материя вообще -пудгала - состоит из мельчайших частиц ану, образующих атомы - параману, обладающих подвижностью - дхармой. Все события происходят в пространстве и во времени. Пракрити - материя в учении санхья, созданном мудрецом Канадой (Глу-кой),- ничем не порожденная первопричина всех вещей. Она вечна и вездесуща. Это самая тонкая таинственная и огромная сила, периодически создающая и разрушающая миры. Ее элементы - гуны - просты, неделимы и вечны. Джайнисты считают, что их учение было передано им 24 учителями. Последний - Вардхамана - жил в VI в. до н.э., его предшественник - Паршванатха -в IX в. до н.э., остальные двадцать два - в еще более древние времена. В древнекитайском даосизме (IV в. до н.э. и ранее) в каноне Дао дэ цзы и трактатах «Чжуань-цзы» и «Лаоцзы» указывается, что все в мире состоит из частиц грубых «цу» и тончайших «цзинь». Они образуют единый «ци» - эфир, изначальное, единое для всех вещей. «Единый эфир пронизывает всю Вселенную. Он состоит из «инь» (материальное) и «ян» (огонь, энергия). Нет ни одной вещи, не связанной с другой, и всюду проявляются «инь» и «ян». В древней Японии философы полагали, что пространство заполнено мутё-ку - беспредельной универсальной сверхъестественной силой, лишенной качеств и форм, недоступной восприятию человеком. Мистический абсолют такёку |