Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 378   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378 379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

вообще перестанут понимать что-либо). И таким образом, назрела острая необходимость в смене всей методологии физической теории.

Литература к главе 16.

1. Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм. Критика методологии современной теоретической физики. М., Энергоатомиздат, 1992, 190 с.

2. Ацюковский В.А. Критический анализ основ теории относительности. г.Жуковский, Петит, 1996,56 с.

3. Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм в современной теоретической физике. Марксизм и современность № 2-3 (11-12), Киев, 1998, с. 143-152.

4. Бриллюэн Л. Новый взгляд на теорию относительности. М., Мир, 1972, 142 с.

5. Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки. М., Высшая школа, 1989, 572с.

6. Голин Г.М. Хрестоматия по истории физики. Минск, Вышэйшая школа, 1979, т. 1. Классическая физика, 271 с.; т. 2. Современная физика, 303 с.

7. Гредер Г.Ю. Эволюция основных физических идей. Пер. с нем. Киев, Наукова думка, 1988, 364 с.

8. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики. М., Наука, 1974. Ч. 1 - С древних времен до конца XVIII в. - 351 с.; ч. 2 - С начала XIX в. до середины XX в. - 317 с.

9. Идлис Г.М. Революция в астрономии, физике и космологии. М., Наука, 1981, 232 с.

10. Исследования по истории физики и механики. Сб. ст. под ред. А.Т.Григорьяна. М., ИИЕИТ РАН. 1985-311 с., 1987-245 с., 1988-260 с., 1989- 167 с., 1990-244 с., 1993-1997 - 233 с.

11.Кудрявцев П.С. История физики. Т. 1-3. М., Учпедгиз. Т. 1. От античной физики до Менделеева. 1948, 536 с.; т. 2. От Менделеева до открытия квант. 1956, 488 с.; т. 3. От открытия квант до создания квантовой механики. 1971, 422 с.

12. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., Просвещение, 1982, 447 с.

13. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС., 5 изд., т. 18.

М.Липсон Г. Великие эксперименты в физике. М., Мир, 1972, 216 с.

15.Льоцци М. История физики, пер. с итал. М., Мир, 1970, 463 с.

16. Максвелл и развитие физики XIX—XX вв. Сб. ст. М., Наука, 1985, 244 с.

17. Эйнштейн А. Принцип относительности и его следствия (1910). Собр. научн. тр. М., Наука, 1965. Т.1. С. 138-164.

18. Эйнштейн А. Основы общей теории относительности (1916). Собр. научн. тр. М., Наука, 1965. Т.1. С.452-504.

19. Эйнштейн А. Эфир и теория относительности (1920). Собр. научн. тр. М., Наука, 1965. Т. 1. С. 682-689.

20. Эйнштейн А. Об эфире (1924). Собр. научн. тр. М., Наука, 1966. Т.2. С. 154—160.

Глава 17. ЭФИРОДИНАМИКА

«Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины».

Клод Гельвеций. Об уме

«Признание эфира, в котором могут иметь место механические движения, т.е. пространственные перемещения элементарных объемов этой «первоматерии», непрерывно заполняющей все наше трехмерное пространство, само по себе не является признаком механистической точки зрения».

В.Ф.Миткевич. Основные физические воззрения

17.1. Краткая история эфира. Представление об эфире -одно из самых древних представлений об устройстве природы

Эфир - тонкая материальная среда, заполняющая все мировое пространство, обеспечивающая своими движениями все виды взаимодействия тел.

Есть все основания предполагать, что в VI-IV вв. до нашей эры, а возможно, и значительно ранее идеи эфира были распространены достаточно широко. Так, древнеиндийские учения - джайнизм, локаята, ньяя и другие, такие религии, как брахманизм и буддизм, изначально содержали в себе учение об эфире (акаша), единой вечной и всепроникающей физической субстанции, которая непосредственно не воспринимается чувствами. Эфир един и вечен. Материя вообще -пудгала - состоит из мельчайших частиц ану, образующих атомы - параману, обладающих подвижностью - дхармой. Все события происходят в пространстве и во времени.

Пракрити - материя в учении санхья, созданном мудрецом Канадой (Глу-кой),- ничем не порожденная первопричина всех вещей. Она вечна и вездесуща. Это самая тонкая таинственная и огромная сила, периодически создающая и разрушающая миры. Ее элементы - гуны - просты, неделимы и вечны.

Джайнисты считают, что их учение было передано им 24 учителями. Последний - Вардхамана - жил в VI в. до н.э., его предшественник - Паршванатха -в IX в. до н.э., остальные двадцать два - в еще более древние времена.

В древнекитайском даосизме (IV в. до н.э. и ранее) в каноне Дао дэ цзы и трактатах «Чжуань-цзы» и «Лаоцзы» указывается, что все в мире состоит из частиц грубых «цу» и тончайших «цзинь». Они образуют единый «ци» - эфир, изначальное, единое для всех вещей. «Единый эфир пронизывает всю Вселенную. Он состоит из «инь» (материальное) и «ян» (огонь, энергия). Нет ни одной вещи, не связанной с другой, и всюду проявляются «инь» и «ян».

В древней Японии философы полагали, что пространство заполнено мутё-ку - беспредельной универсальной сверхъестественной силой, лишенной качеств и форм, недоступной восприятию человеком. Мистический абсолют такёку



Hosted by uCoz