Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 259   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259 260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

водянку и понос. Задача врача состоит в том, чтобы выяснить эти отношения и восстановить нормальное сочетание этих трех элементов. Для этого он должен пользоваться химическими лечебными средствами, изучение химического состава которых и составляет задачу иатрохимии.

Именно Парацельс впервые высказал мысль о том, что все процессы, совершающиеся в организмах людей и животных, суть сложные химические превращения, а следовательно, основной целью химии должно быть приготовление лекарств. «Это волшебные стрелы, поражающие болезнь»- писал он. По его мнению, для приготовления лекарств нужно широко пользоваться не только органическими веществами, но и различными соединениями металлов. Поэтому он изучал многие неорганические соединения и, в частности, научно доказал, что квасцы являются замечательным веществом с удивительными свойствами. Он и его последователи-иатрохимики провели многочисленные исследования свойств органических и неорганических веществ.

12.1.3. Флогистонная химия

С начала XVIII в. в химии господствует флогистонная теория, разработанная немецким химиком Шталем (1660-1730). Согласно этой теории все материалы при горении выделяют единое вещество - флогистон, после горения и выделения флогистона остаются другие составные части материала: после горения фосфора и серы - кислоты, металлов - «известки», угля, состоящего почти полностью из флогистона - зола. При нагревании кислот и «известки» в присутствии угля, флогистон из угля переходит в кислоты и «известку» и вновь получаются исходные тела - сера, фосфор и металлы.

Сторонники теории флогистона вели борьбу с алхимией. Итогом этой борьбы было опровержение алхимических доктрин, показ невозможности на их основе объяснить протекание разнообразных химических процессов. Сторонники алхимии защищали свое учение с помощью религиозных, мистических, каббалистических и магических воззрений. Сторонники теории флогистона противопоставляли им эксперимент.

Иатрохимия, в силу ограниченности своих целей, не смогла вытеснить алхимию. Эту задачу, по словам Энгельса, выполнила флогистонная химия.

Второй важной заслугой флогистонной химии является то, что сторонники теории флогистона в своем споре с алхимиками возвысили эксперимент, разум и критическое осмысление наблюдений до положения высших судей, которые должны решать, правильна или ошибочна данная теория. Но, в сущности, именно это положило конец теории флогистона.

Во время господства этой теории основной целью химии стало выделение флогистона и определение его физических и химических свойств. Таким веществом, правда, короткое время считался открытый Кавендишем в 1766 г. водород, который обладал почти всеми химическими свойствами флогистона. Интересно, что открытие Дж.Пристли в 1724 г. кислорода дало существенную поддержку теории флогистона, так как интенсивное горение в кислороде разных материалов легко

объяснялось тем, что кислород совершенно лишен флогистона и поэтому жадно поглощает его. Именно такое объяснение и дал Дж.Присли, ярый сторонник теории флогистона.

Как это ни странно, но исторические обстоятельства сложились так, что первой научной теорией химии оказалась ложная теория флогистона. Именно она послужила толчком к множеству новых исследований. В результате в 1680-1760 гг. появились точные количественные методы анализа вещества, а они, в свой очередь, способствовали открытию истинных химических элементов. В 1669 г. и повторно в 1680 г. был открыт фосфор, в 1735 г. - кобальт, в 1751 г. - никель, в 1766 г. - водород, в 1771 г. - фтор, в 1772 г. - азот, в 1774 г. - хлор и марганец, в 1772-1776 гг. одновременно в Швеции, Англии и Франции был открыт кислород. Открыв кислород и установив его роль в образовании кислот, оксидов и воды, А.К.Лавуазье (1743-1794) ниспроверг теорию флогистона и создал принципиально новую теорию химии.

12.2. Химия конца XVIII - начала XX столетий

Основу современной химии заложил в XVII в. английский химик и богослов Роберт Бойль (1627-1691), который, по словам Энгельса, «сделал из химии науку». Это именно так. Бойль решительно порвал как с представлениями о четырех стихиях - вечных элементах всего существующего, так и со сменившими их представлениями алхимиков о начале всех веществ из ртути, серы и философской соли. В 1661 г. он сформулировал первое научное определение химического элемента и ввел в химию экспериментальный метод и положил начало анализу.

Начиная с конца XVII в. задачей химии становится разложение соединений на составные части (Лемери. «Курс химии») и образование из этих частей снова этих соединений. Начинается бурное открытие новых химических элементов. Если древние знали только 9 элементов - углерод, серу, железо, олово, свинец, медь, ртуть, серебро и золото, в XVI в. были открыты еще четыре - мышьяк, сурьма, висмут и цинк, а в 1669 г. открыт фосфор, то в XVIII в. было открыто 18 элементов, а в XIX в. - 49.

Однако великим основателем современной химии является францусский ученый Антуан Лавуазье (1743-1794). Отличительная черта всех работ Лавуазье - необыкновенная настойчивость в достижении намеченной цели и точность проводимых исследований. В 25-летнем возрасте он был избран в Академию адъюнктом по химии, а в 1778 г. стал ее действительным членом. С 1785 г. до упразднения Академии в 1793 г. был ее директором. В 1775 г. Лавуазье был назначен одним из четырех управляющих по пороховому делу. На этой должности он организовал экспедиции для поиска месторождений селитры, провел исследования по методам ее очистки, которые дошли до начала XX в.. Пороховым делом Лавуазье управлял до 1791 г., он жил в пороховом арсенале, где находилась и его лаборатория, из которой вышли почти все его работы, обессмертившие его имя. Эта лаборатория была одним из главных научных центров Парижа того времени.

Научная слава Лавуазье заключается не в установлении новых фактов, а в водворении в химии новой системы, которая ее совершенно реформировала. Одна



Hosted by uCoz