Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 251   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251 252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

Глава 12. ХИМИЯ

«Едва ли существует какая-нибудь потребность ремесел, промышленности, физиологии, которой до сих пор не удовлетворила бы химия».

Юлиус Либих. Письма о химии

12.1. Краткая история становления химии

12.1.1. Алхимия - прародительница химии

По современным понятиям химия — это наука, изучающая состав, внутреннее строение и превращение веществ, механизмы этих превращений, новые вещества, образующиеся в результате этих превращений, и энергию, освобождающуюся или поглощаемую при этом.

Близкое к этому определению дал еще Д.И.Менделеев в своей книге «Основы химии». Однако прежде чем стать такой наукой, химия прошла несколько этапов -алхимию до XVI в. , иатрохимию, или медицинскую химию от XVI до XVIII в. и флогистонную химию от начала до конца XVIII в.

Разные источники по-разному трактуют происхождение алхимии, но большинство сходится в том, что родина алхимии - Древний Египет, который своим названием, под которым его знали в древности - «Хема», дал наименование этой науке — «аль хема».

Исследователи истории алхимии, в том числе знаменитый францусский химик Пьер Эжен Марселей Бертло, посвятивший алхимии, ее истории и основным положениям три тома из тридцати им написанных, написавший в 1855 г. труд «Происхождение алхимии», а в 1887-1893 гг. опубликовавший собрание древнегреческих, западноевропейских, сирийских и арабских алхимических рукописей, признавали тесную связь алхимии с магией, искусством мидянских жрецов-могов (могучих) производить чудесные явления на основе знания тайн и законов природы.

Начала алхимии связывают с легендарной личностью - Гермесом Трисмеги-стом («Триждывеличайшим»), почему искусство делать золото называлось герметическим. Учение Гермеса, изложенное им в 42 герметических (тайных) книгах, представляет собой сочетание египетского многобожия, иудейско-христианского монотеизма и греческого философского идеализма. В этих книгах содержится так называемая «Изумрудная таблица», в которой в аллегорической форме приведено описание философского камня.

В честь Гермеса в Египте во времена римского владычества воздвигали колонны с иероглифами, в которых заключались алхимические рецепты. В Египте в тайны алхимии могли быть посвящены только сыновья жрецов и фараонов. По мере того как укреплялось мнение, что Египет своими богатствами в значительной мере обязан алхимии, значение этого искусства все возрастало.

Кроме Египта алхимия процветала еще у древних вавилонян и халдеев. У вавилонян зародились первые представления о связи между планетами и известными в древности металлами, и последние стали обозначаться знаками небесных светил: золото - Солнцем, серебро - Луной, медь - Венерой, железо - Марсом, олово - Меркурием, свинец - Сатурном. От этих народов алхимия перешла к персам, далее - к индусам и китайцам.

В 326-323 гг. до н.э. Александр Македонский завоевал весь древний мир, что способствовало распространению греческой цивилизации, и греческая культура, встретившись с египетской, по-видимому, не без влияния иудейских философов, слилась в единое стройное целое. В это время иудейское влияние на алхимию было велико. М.Бертло указывает на нередко приводившиеся описания употреблявшихся у иудейских алхимиков приборов, а также на тексты рецептов Моисея, согласно которым осуществлялось удвоение веса золота с помощью превращения в него неблогородных металлов. Из сочинения Плиния Старшего и гностиков (I в,) следует, что в Риме превращаемость меди и ее руд в серебро, а затем в золото считалось фактом.

Древние считали вечными и постоянными элементами всего сущего четыре «корня»-стихии - землю, воду, воздух и огонь. Наиболее подробно эту точку зрения разработал Эмпедокл в V в. до нашей эры, по его мнению все вещества без исключения состоят из частиц этих стихий, все создается из них путем их соединения и разрушается посредством их разъединения или разложения. Происхождения и уничтожения нет и быть не может, есть лишь сложение и разложение этих элементов. Эмпедокл даже называет эти стихии богами: Зевс - эфир, воздух, Настис -вода, Г ера - земля, Андоней - огонь.

Алхимия отвергла эти положения и считала, что все вещества состоят из философской серы, ртути и философской соли, что именно они являются основными элементами всякого вещества.

Алхимия - наука о всеобщем превращении веществ и элементов и, в частности, о превращении неблогородных металлов в блогородные - золото и серебро, прародительница современной химии возникла в глубокой древности. Основной целью алхимии было нахождение философского камня, т.е. субстанции, способной превращать неблогородные металлы в серебро и золото, а также являющейся панацеей от всех болезней.

Основная идея алхимиков - существование единой первичной материи, из которой состоит все. Это обстоятельство создает основу для всеобщей трансмутации веществ и элементов. Дополнительно к этому Р.Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи.

Алхимики вполне представляли, что переход одних элементов в другие может происходить только в присутствии определенного катализатора, который сам не входит в реакцию, но способствует ее проведению. Этим катализатором и являлся «философский камень». Расход философского камня связывался с чисто механическими трудностями его сохранения во время реакций. При этом алхимики не делали принципиальных различий между тем, что мы называем сейчас «химическими» и «ядерными» реакциями. Поздние исследователи алхимии считают, что именно в этом содержится основная ошибка алхимиков, которые



Hosted by uCoz