Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 286   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286 287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

Изменчивость видов под влиянием изменения привычек и внешних условий Ламарк считал безграничной, а следствием изменений в строении животных, закрепляемых наследственностью, является все большее их расхождение.

Чарльз Дарвин (1809-1872) - знаменитый английский естествоиспытатель. В течение 5 лет (1831-1836) он совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль», во время которого ознакомился с природой во всем ее бесконечном разнообразии, собрал богатейшие коллекции представителей животного мира разных районов Земли. В 1839 г. после знакомства с трудами Мальтуса у него отчетливо сформулировалась идея естественного отбора. В 1842 и 1844 гг. он составил первый набросок своей теории, после чего 12 лет собирал и обрабатывал материал, и только в 1856 г. начал составлять свой знаменитый труд «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение блогоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», напечатанный в 1859 г. В этой книге была тщательно разработана теория происхождения видов, которая опиралась на громадное число фактов, объяснялось множество ранее загадочных явлений и указывались пути дальнейших исследований. Дарвин показал, что виды растений и животных не постоянны, а изменчивы, что существующие ныне виды произошли естественным путем от других видов, существовавших ранее, наблюдаемая в живой природе целесообразность создавалась и создается путем естественного отбора полезных для организма ненаправленных изменений. В 1868 г. Дарвин опубликовал второй капитальный труд - «Изменение домашних животных и культурных растений», а в 1871 г.- третий большой труд по теории эволюции — «Происхождение человека и половой отбор», где он рассмотрел многочисленные доказательства животного происхождения человека. Эта теория, получившая название «дарвинизм», произвела беспримерное в истории науки впечатление.

В основе теории Дарвина лежит представление о том, что эволюция организмов осуществляется в результате взаимодействия трех основных факторов - изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость служит основой образования новых организмов. Наследственность закрепляет эти признаки. Под действием естественного отбора устраняются организмы, не приспособленные к условиям существования.

Принцип естественного отбора оказался настолько сильным, что накопленные в дальнейшем знания в биологии, в том числе и в современной, не смогли существенно его изменить.

Почти все работы Дарвина после 1859 г. представляют собой дальнейшую разработку теории дарвинизма применительно к разным вопросам биологии. В частности, в 1871 г. им была написана книга «Происхождение человека и подбор по отношению к полу» (иначе - половой отбор), в первой части которой разбирается вопрос о происхождении человека от низшей обезьяноподобной формы, во второй части - теория «полового подбора», согласно которой особенности, свойственные только самцам, произошли в силу борьбы или соперничества между ними, так как только сильнейшие и красивейшие имеют больше шансов овладеть самками и оставить потомство.

Выделим различие во взглядах Ламарка и Дарвина на причину эволюции. Учение Ламарка (ламаркизм) по словам некоторых ученых, является болезнью,

чумой биологии. Естественному отбору в результате борьбы за существование ламаркизм отводит второстепенное значение или даже отвергает его.

Дарвинизм, в противоположность ламаркизму, именно в естественном отборе видит главный фактор эволюции. Крайние дарвинисты во главе с Вейсманом совершенно отвергают значение влияния внешней среды и упражнения органов.

Центром спора между двумя школами является вопрос о происхождении вариаций и, в частности, вопрос о возможности наследственной передачи индивидуально приобретенных признаков. Для ламаркистов такая передача - главный источник вариаций и эволюции. Напротив, Вейсман совершенно отвергает передачу по наследству индивидуально приобретенных особенностей, а источником вариаций, согласно своей теории наследственности, признает смешение «зародышевых плазм» при половом размножении, обусловливающее новые комбинации зародышевой плазмы или, говоря современным языком, генов. Происходящие таким образом вариации служат материалом для создания новых видов путем естественного отбора.

Господствующим направлением к концу XIX в. стал дарвинизм, хотя и не в такой резкой форме, как у Вейсмана.

В XVIII и XIX столетиях рядом ученых были созданы фундаментальные труды в области традиционной биологии, и поныне считающиеся классическими. Это 44 томный труд францусского естествоиспытателя Ж.Бюффона и его соавторов «Естественная история»,фундаментальный трехтомный труд немецкого зоолога А.Брема «Жизнь животных» (1876-1877), труды немецкого биолога Э.Геккеля «Общая морфология организмов» (1866), «Естественная история миротворения» (1868), «Систематическая филогения» (1894-1896), ряд работ по биогеографии отечественных исследователей - С.П.Крашенинникова (171 1-1755), П.С.Палласа (1741-1811), И.И.Лепехина (1740-1802), Н.Я.Озерцовского (1780-1811) и других.

Таким образом, XVIII- XIX столетия - это эпоха бурного развития традиционной (описательной) биологии, накопления новых данных и систематизация накопленного материала, начало изучения клеточного материала и первые попытки изучения механизма наследственности.

Созданная трудами поколений естествоиспытателей так называемая традиционная биология привела к комплексному, или системному, подходу к исследованию природы в целом, позволила видеть неискаженные вмешательством человека царящие в ней законы, выявлять те отличия одного явления от другого, которые и создают представления об их разнообразии и одновременно об их сходстве. Эта традиционная биология не только не утратила своего значения в наши дни, но, наоборот, приобрела еще большее значение. Это подтверждается не только тем, что относительно недавно вышли такие фундаментальные труды, как «Жизнь животных» (1962-1973) или «Жизнь растений» (1974-1982) - плод изучения фауны и флоры, фитогеографии и зоогеографии, подтверждающие неиссякаемую жизнеспособность традиционной натуралистской биологии. Важным доказательством этого является то, что экология (от греч. oikos - жилище) занимает сегодня чуть ли не господствующее положение во всем естествознании.

Однако при всем этом необходимо отметить, что биология остро нуждалась в понимании механизмов, позволяющих понимать глубинную суть ее проблем.



Hosted by uCoz