Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 288   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288 289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

Поэтому от описательной традиционной биологии исследователи вынуждены были перейти к изучению физиологии животных, процессов жизнедеятельности организмов в целом и их отдельных органов, от них - к жизнедеятельности клетки, от клетки - к генному механизму, обеспечивающему ее воспроизведение. И таким образом, исследования живого организма вплотную приблизились к пониманию процессов жизнедеятельности на молекулярном уровне.

Сегодня к группе биологических наук относится множество наук, изучающих растительный и животный мир Земли. Это и науки, изучающие крупные группы представителей растительного и животного мира, например орнитология - наука, изучающая птиц вообще, гельминтология - наука, изучающая паразитических червей (глистов) и вызываемые ими заболевания, маммология - наука, изучающая млекопитающих, микология - наука о грибах. Это и науки, изучающие отдельные виды: кинология - наука о собаках, иппология - наука о лошадях и другие. Это также науки, изучающие отдельные процессы, протекающие в живых организмах или частях организма. Например, гематология - наука, изучающая состав, свойства и болезни крови, цитология - наука, изучающая строение клеток живых организмов - растительных и животных, генетика - наука, изучающая явления наследственности и ее изменчивости, а также многие другие.

Перечислять науки, входящие в круг биологических, вряд ли нужно - их множество.

13.2. Проблема зарождения жизни

В биологии несколько особняком стоит проблема зарождения жизни как таковой. Эта проблема носит более общефилософский характер, нежели непосредственно прикладной, поэтому развитие основных направлений биологии практически не зависело от состояния указанной проблемы. Интерес к ней никогда не угасал, тем более что ответ на вопрос так и не был найден.

По определению Ф.Энгельса, данному им в его «Диалектике природы» в конце 70-х годов прошлого столетия, «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 -е изд., т. 20, с.82). Это определение верно, но недостаточно, поскольку оно не раскрывает ни причин, ни сущности механизма этого самообновления.

На протяжении тысячелетий происхождение жизни объяснялось творческим актом высшего существа - Бога. Этот процесс разными религиями описывался по-разному, но его суть сводилась к одному: земная жизнь, включая самого человека, своим происхождением обязана Богу, его воле и усилиям. Происхождение самого Бога не рассматривалось, поднимать этот вопрос считалось неэтичным.

Развитие материалистического подхода во всех областях естествознания привело и здесь к многочисленным попыткам разрешить проблему на путях самодвижения материи и, следовательно, самозарождения жизни в соответ

ствующих блогоприятных условиях или ее вечного существования и преобразования из одной формы в другую.

Все концепции о возникновении жизни, можно разделить на пять групп:

1) креационизм - божественное сотворение живого;

2) концепция многократного самопроизвольного зарождения жизни из неживого вещества;

3) концепция происхождения жизни на Земле в далеком прошлом в результате блогоприятного сочетания физических и химических процессов;

4) концепция стационарного состояния, в соответствии с которой жизнь существовала всегда;

5) концепция панспермии - внеземного происхождения.

Креационизм

Библия утверждает, что живое сотворил Бог одновременно и в законченном виде. Неживое отличается от живого тем, что некая сверхестественная сила заложила в мертвое, неодушевленное тело второе внутреннее существо - душу, которая и оживила это тело. Неживое становится живым, пока в нем есть душа. Смерть связана с отходом души от тела.

Несмотря на всю материалистичность современной науки, к вопросу о внутренней энергетике химических реакций вообще и жизни в частности, к связи этой энергетики с энергетическими процессами в космосе следовало бы отнестись более внимательно. Если креационизм перевести на материалистическое истолкование его положений, то это выглядело бы так: природа («Бог») сотворила все живое, вложив в нее необходимую для обеспечения процессов энергетику («душу»). Иссякание этой энергетики по тем или иным причинам приводит к остановке жизненных (физико-химических) процессов, т.е. к смерти, так же, как и нарушение самих этих процессов может привести к иссяканию энергетики.

Концепция многократного самозарождения жизни

Революционные открытия Н.Коперника и Г.Галилея, объяснившие законы движения небесных тел, лишили Землю ее исключительности, пошатнули веру в Бога и в положения Библии о сотворении мира, а значит, и жизни. Возник вопрос об ее истоках.

Некоторыми исследователями поднимался вопрос о «жизненной силе», способствующей самопроизвольному зарождению микроорганизмов в подходящих условиях, и даже о том, что эта таинственная сила способна соединять «осколки трупов» и восстанавливать их к жизни.

О принципиальной возможности зарождения живого вещества из неживого высказывался в начале XIX столетия известный францусский естествоиспытатель Жан Ламарк. Согласно Ламарку материя, лежащая в основе всех природных тел и явлений, абсолютно инертна. Для ее «оживления» необходимо внесение в нее движения извне. Живое возникло из неживого на основе строгих причинных зависимостей, и в ней нет места случайности. Наиболее простые организмы появились и ныне возникают из «неорганизованной» материи (самозарождение) под влиянием проникающих в нее флюидов (теплорода, электричества). По его мнению, неорганические вещества образовывали «полужидкие тела весьма не-



Hosted by uCoz