Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 193   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193 194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

труды М.В.Ломоносова (1757, 1763) и В.М.Севергина (1798), указавших, что присутствие одних минералов, как правило, служит признаком присутствия других.

В Западной Европе и Скандинавии развивается химическое направление.

До конца XIX в. минералогия формировалась как описательная наука, но далее, в связи с ростом запросов практики, минералоги стали уделять внимание теоретическому осмыслению проблем происхождения, состава и структур минералов. Огромное влияние на развитие минералогии оказали труды Д.И.Менделеева и правило фаз Дж.У.Гиббса, установившего законы перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое (1874-1878).

По мере развития минералогии из нее в XIX в. выделились кристаллография и петрография, в начале XX столетия геохимия, а затем кристаллохимия. В XX в. изучение минералов направлено на выявление причинных связей между средой, условиями образования, составом, структурой и физическими свойствами реальных минералов.

Стала исследоваться роль живых организмов в образовании минералов, начали широко применяться физические методы не только для поиска, но и искусственного выращивания соответствующих минералов для практических целей.

Петрография - наука о горных породах, их минералогических и химических составах, структурах, условиях залегания, закономерностях распространения в земной коре и происхождении. Петрография тесно связана с минералогией, геохимией, вулканологией, тектоникой, стратиграфией и учением о полезных ископаемых.

Горные породы - природные агрегаты минералов более или менее постоянного состава, образующие самостоятельные геологические тела, слагающие земную кору. Термин «горные породы» впервые в современном смысле употребил в 1798 г. русский минералог и химик В.М.Севергин. Исследования горных пород проводились в целях обнаружения необходимых минералов и полезных ископаемых, поэтому развитие этих исследований тесно переплетается с развитием минералогии и поисками полезных ископаемых.

До середины XIX в. проблемы петрографии решались частично минералогией и общей геологией, в это время были заложены ее основы. В 1849 г. английский естествоиспытатель Генри Сорби впервые предложил изготовлять тонкие шлифы минералов и горных пород для их изучения в проходящем свете. Далее в практику исследований был введен ряд физических и химических методов, что в совокупности с появлением богатого петрографического материала уже к 20-м годам XX в. привело к созданию классификации горных пород. Были высказаны предположения о дифференциации первичной магмы и усвоения ею вмещающих пород.

В конце XIX в. русский ученый Ф.Ю.Левинсон-Лессинг показал, что родоначальным источником для образования магматических пород служат две принципиально различные магмы - кислая и основная. В 1920-х годах эта идея была поддержана американским геологом и петрографом и членом-корреспондентом АН СССР Р.Дейли. В 30-е годы американский петрограф Н.Боуэн выступил с гипотезой о существовании в недрах Земли одной базальтовой магмы. Вскоре был высказан ряд гипотез об иных путях образования гранитов - под действием глубинных эманаций (истечений), что получило развитие в 60-70-х годах на основании новых геологических и экспериментальных исследований.

В настоящее время петрография в своем составе имеет:

- петрографию магматических горных пород, исследующую кристаллические горные породы, образовавшиеся в результате застывания и кристаллизации магмы;

- петрографию метаморфических горных пород, занимающуюся исследованием горных пород, изменившим свой состав под влиянием новых физических и химических условий;

- петрографию осадочных горных пород (литологию) - науку о современных осадках и осадочных породах, их составе, происхождении и закономерностях размещения. Особенностью этого направления является тот факт, что многие осадочные породы являются полезными ископаемыми: это руды железа, марганца, алюминия (бокситы), фосфора (фосфориты), стронция, никеля; торф, бурые и каменные угли, графит, горючие сланцы; пески - россыпи золота, платины, олова, титана, алмазов и других ценных минералов; пески кварцевые, стекольные, формовочные и строительные, глины огнеупорные, кирпичные и бентонитовые, адсорбенты, цементное сырье, гипс, природные соли. Кроме того, осадочные породы вмещают залежи нефти и горючего газа, руды меди, свинца, цинка, ртути, артезианские воды. В современных осадках на дне морей и океанов содержатся россыпи ценных минералов, руды марганца, никеля и фосфора, залежи нефти и газа.

Динамическая геология включает в себя тектонику, изучающую движения земной коры и создаваемых ими структурах, вулканологию, изучающую процессы вулканизма, сейсмологию, изучающая процессы, сопровождающие землетрясения.

Специфическая особенность геологических процессов заключается в том, что многие из них протекают на огромных территориях и продолжаются в течение миллионов и даже миллиардов лет. Чтобы понять геологические процессы прошлого, изучается весь комплекс результатов, оставленных ими в толщах пород: особенности их состава, строения и залегания, формы рельефа земной поверхности и т.д. Но такие процессы, как землетрясения и извержения вулканов, подготавливаются в течение сотен и тысяч лет, но затем накопленные напряжения прорываются в течение очень короткого времени (суток и даже часов), приобретая характер* катастроф.

Выдающееся значение для динамической геологии имели геологические труды М.В.Ломоносова «Слово о рождении металлов от трясения Земли» (1757) и «О слоях земных» (1763), в которых он взаимосвязано излагал существовавшие в то время геологические данные и собственные наблюдения. Решающую роль в формировании лика Земли Ломоносов отводил глубинным силам («жару в земной утробе»), признавая вместе с тем и влияние на земную поверхность внешних факторов - ветра, рек, дождей и др.), развивал идею единства формирования гор и впадин, утверждал длительность и непрерывность геологических изменений, которым подвергается земная поверхность.

В это же время на Западе разворачивается ожесточенная дискуссия между двумя противостоящими друг другу школами - нептунизмом и плутонизмом. Представителями этих школ были профессор минералогии во Фрёйберге саксонец А.Г.Вернер (1749-1817) и шотландский ученый Дж.Геттон (1726-1797).

Нептунист Вернер утверждал, что все горные породы, включая базальты, образовались как осадки из водной среды. Вулканическая деятельность, по его



Hosted by uCoz