Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 175   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175 176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

Глава 9. ЗЕМЛЯ

«Есть в сердце земном иное неизмеримое могущество, которое по временам заставляет себя чувствовать на поверхности и коего следы повсюду явствуют, где дно морское на горах, на дне морском горы видим».

М.В.Ломоносов. О слоях земных

9.1. Краткая история представлений о происхождении и строении Земли

Вопрос о происхождении самой Земли не стоял так остро, как проблема ее места в Солнечной системе и шарообразности формы. Однако эта проблема являлась частью общего мировоззрения, и ей уделялось внимание и церковью, и учеными-естественниками.

История представлений о Земле неразрывно связана с историей представлений об устройстве Вселенной в целом. Многие века и даже тысячелетия у народов господствовал взгляд о том, что Земля - это центральное и самое большое тело во Вселенной. Идеи геоцентризма уже в древнем мире были одобрены богословами, поскольку такой взгляд не противоречил религиозным учениям о сотворении мира.

Однако первые шаги к правильному пониманию мира сделали именно древние ученые. Так, древнегреческий ученый Пифогор (VI в. до н.э.), много путешествовавший, первым высказал мысль о шарообразности Земли. Философ Аристотель (IV в. до н.э.) доказывал, что Земля - шар, ибо в южных странах на небе появляются созвездия, невидимые в северных, а чем дальше мы двигаемся к северу, тем все больше появляется на небе не заходящих звезд. Постепенно идея о том, что Земля - шар, висящий в пространстве и ни на что не опирающийся, все шире распространялась среди античных мыслителей. И уже тогда появлялись мысли о том, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце. Так, Архимед писал: «Аристарх Самосский... полагает, что неподвижные звезды и Солнце не меняют своих мест в пространстве, что Земля движется по окружности вокруг Солнца, находящегося в центре».

Наконец, за 300 лет до н.э. географ Эратосфен путем остроумного опыта попытался определить размеры земного шара. Заметив, что в день летнего солнцестояния в городе Сиене (теперь Асуан) Солнце стоит в зените и поэтому освещает дно самого глубокого колодца, он измерил угол падения солнечных лучей в тот же день в Александрии. Зная расстояние между этими городами, Эратосфен легко вычислил длину окружности земного шара. Его расчеты оказались близки к современным.

Однако отсутствие необходимых приборов для наблюдения небесных светил, а также утверждения христианской религии во многом явились препятствием в развитии правильного понимания о месте нашей планеты во Вселенной.

Так еще в древнегреческой философии возникло течение, резко противопоставлявшее небесное и земное. В то время как великий материалист древности Демокрит (V-IV в. до н.э.) развенчивал веру в богов и отрицал божественность небесных светил, Платон (V-IV в. до н.э.), философ-идеалист, говорил, что астрономия изучает на небе идеальный мир, соответствующий достоинствам обитающих там богов. Платон учил, что все небесные светила прикреплены к хрустальным сферам и движение их равномерно и совершенно. Все небесное, по учению Платона, вечно и неизменно. Это представление поддерживал и ученик Платона Аристотель. Он считал, что земной шар состоит из четырех элементов -огня, воздуха, воды и земли. Но этот изменяющийся «подлунный» мир простирается только до Луны, за которой расположен мир совершенный и неизменный, где господствует пятый элемент - невесомый эфир. Латинское название пятого элемента - квинтэссенция - и до сих пор сохраняется в нашем языке как символ чего-то самого главного в каждой вещи и явлении.

Представления Платона и Аристотеля оказали сильное влияние на картину Мира, созданную греческим астрономом Птолемеем во II в., который считал, что Земля находится в центре мира и не может двигаться. Поэтому он создал сложную систему, согласно которой Солнце оказывается на третьем месте от Земли, все планеты движутся не только вокруг Земли, но еще и по дополнительным орбитам (эпициклам), объясняющим видимые пути планет на земном небе. Но уже в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), когда в Европе в недрах феодализма зарождался новый класс - буржуазия, заинтересованный в развитии производства и совершенствовании техники, начинается новый этап в развитии науки и изучении природы. Наступает век великих географических открытий, доказывающих шарообразность Земли. Астрономические приборы и знание законов движения небесных тел все больше необходимы путешественникам, отправлявшимся в неизведанные края. На кораблях появляются астрономические карты.

Великая эпоха порождает великих ученых и исследователей, среди которых одно из ведущих мест занимает польский ученый Никола Коперник, создатель первой научной - гелиоцентрической - системы мира, обобщенной им в трактате «Об обращении небесных сфер», опубликованном им в 1543 г., в котором он доказывал, что не Вселенная движется вокруг неподвижной Земли, а наоборот, Земля перемещается в космическом пространстве. Провозглашая идею относительности движения, Коперник поставил вопрос о том, что видимое нашим взорам должно быть принято с учетом движения того тела, откуда ведется наблюдение. А Галилео Галилей гипотезу Коперника подтвердил, наблюдая за небесными светилами через созданную им подзорную трубу (1609).

Представления о форме Земли за тысячелетия также подверглись существенным изменениям от плоской, стоящей на трех китах, до шарообразной. Пифогорейцы - последователи учения Пифогора Самосского (VI в. до н.э.), древнегреческого мыслителя, представляющих его как полубога, совершенного мудреца, наследника всей античной и ближневосточной науки, чудотворца и мага-полагали, что все на свете подчинятся гармонии чисел и форм. По этой причине весь Космос должен подчиняться этой гармонии, а Земля должна иметь форму



Hosted by uCoz