Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 44   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

В технике можно говорить о прогрессе лишь в том случае, если какие-то параметры устройства улучшаются при сохранении неизменными всех остальных. Например, при сохранении всех своих функций последующее устройство имеет меньшую массу и более высокую надежность, чем предыдущее. Однако если же последующее устройство при этом имеет меньшее число выполняемых функций, то говорить о прогрессе нельзя, так как неизвестно, за счет чего уменьшилась масса и повысилась надежность. Они могли сократиться всего лишь за счет сокращения числа блоков в этом устройстве.

Выявление инвариантных категорий должно производиться для всего рассматриваемого периода развития, они сохраняются на всех этапах. Но в пределах каждого этапа необходимо определить дополнительные инварианты, справедливые только для данного этапа. Смена этих дополнительных инвариантов и отличает один этап от другого.

При переходе от одного этапа к другому необходимо определить способ такого перехода. При этом важно найти общие моменты у всех переходов между любыми этапами развития. Основу такой общности составляют общие инварианты, которые уже были определены для всего периода развития.

Для естествознания в целом инвариантными положениями являются:

- общая для всех этапов развития естествознания цель - выявление объективных законов устройства реального мира;

- признание факта причинно-следственных отношений в любых явлениях и процессах.

Физическими же инвариантами, как уже было показано, общими для всех объектов, явлений и процессов, являются движение и его неразрывные составляющие - материя, пространство и время.

Критерием общего развития естествознания является степень проникновения вглубь материи.

Этапными инвариантами являются структурные и физические закономерности уровня организации материи данного этапа. Критерием развития на каждом этапе является широта охвата материальных образований, явлений и процессов.

1.13. Физические революции как основные вехи развития естествознания

К концу XIX столетия естествознание в основном определило свои позиции. Определила свои позиции и физика, уже тогда считавшаяся основой естествознания. Не совсем ясными оставались два незначительных момента - несоответствие экспериментальных данных расчетным кривым в излучении черного тела и необнаружение эфирного ветра в опытах Майкельсона. Однако вскоре стало ясно, что эти несоответствия породили «полнейшую научную катастрофу, крах тех положений, которые составляли основу классической физики». Результатом разбирательства стало изменение подхода к изучению природы, смена целей всего естествознания.

В свое время немецкий философ-диалектик Гегель в своей директорской речи перед гимназистами привел такое сравнение:«Как Антей обновлял свои силы сопри

косновением с матерью-землей, точно так и всякий новый рассвет и возрастание науки и просвещения возникает путем обращения к древности».

При всем своем богатом воображении Гегель не мог представить, какое влияние окажет наука в XX в. на все сферы жизни. В прошлом веке интерес к античности был почти всегда уделом гуманитариев. В наше время античной мыслью всерьез заинтересовалось само естествознание, прежде всего в ее лидирующих областях - физике и математике.

По мере того как наука все более глубоко проникает в строение материи, обнаруживается, что она идет по стопам античных философов. Полезно напомнить, что слово «атом», например, Дальтон заимствовал у Демокрита, древнегреческого философа-материалиста, и у него же мы теперь заимствуем слово «амер», обозначая им неразлагаемую часть атома, каковой является молекула эфира. И само слово «эфир» тоже пришло к нам из глубокой древности.

Справедливости ради следует отметить, что, хотя мы считаем начало науки от древних греков, на самом деле это, конечно, не так. Демокрит неоднократно подчеркивал, что он не является родоначальником атомизма, эти знания он заимствовал у египетских жрецов и мидянских могов (могучих), у которых он стажировался по пять лет. Корни науки лежат в глубочайшей древности, о которой мы практически не знаем ничего. Тем не менее мы знаем, что всю известную нам историю человечества его сопровождали нетрадиционные тайные знания, которые получили даже самостоятельное название «эзотерические».

Однако, продолжая традицию, мы начнем рассмотрение становления науки от Фалеса из Милета, который жил в VI в. до нашей эры и который уже тогда поставил вопрос: если вся природа едина, то что же лежит в основании этого единства?

Этот вопрос сопровождал естествознание на протяжении всей его истории, и только сейчас мы получаем первую возможность приблизиться к ответу на него.

Для того чтобы найти выход из создавшегося тупика, чтобы разрешить накопившиеся противоречия и продвинуться дальше как в фундаментальных, так и в прикладных исследованиях, нужно вспомнить, что наука в своем развитии фактически всегда следовала динамическому методу, заставлявшему искать внутренний механизм явлений, а для этого каждый раз в кризисной ситуации, вводившей в рассмотрение все более мелкие материальные образования - части тех материальных образований, которые были ею уже освоены, свойства которых были уже определены, но причины которых выявлены еще не были.

Исторический анализ четко показывает, что основной линией развития естествознания всегда было поэтапное углубление в структуру материи, переход на все более глубокие уровни ее организации. Каждый такой переход означал коренную ломку старых представлений, являлся очередной физической революцией и обеспечивал выход из кризиса. И каждый такой переход многое давал человечеству.

История естествознания стоит в неразрывной связи с историей всего общества, и каждому этапу развития его производительных сил отвечает соответствующий период в истории естествознания.



Hosted by uCoz