Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 315   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315 316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

внедряется в генетический аппарат, эта концепция может быть сформулирована как «изменяемость видов различными методами воздействия на генетический аппарат, зависящими от воли человека».

13.8. Современные проблемы биологии

Несмотря на солидный возраст и многочисленные положительные результаты исследований, проведенных в области биологии большим числом естествоиспытателей, полагать, что в биологии решены хотя бы основные проблемы, нет оснований. Это, впрочем, касается не только биологии, но и всех естественных наук.

Прежде всего биология до сих пор не разобралась в самом существе жизни как естественнонаучного процесса. Что такое жизнь, наука не знает. Определение Энгельса «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т. 20), явно недостаточен. Недостаточным является и понимание того, что для жизни «...существенным моментом является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка» (Там же).

Мы сегодня знаем, что жизнь характеризуется несколькими основными законами, выделяющими ее из всей совокупности процессов. «Эти законы в самом широком смысле - Рост и Воспроизведение, Наследственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведения Изменчивость, зависящая от прямого или косвенного действия жизненных условий и от упражнения и не упражнения, Прогрессия размножения, столь высокая, что она ведет к борьбе за жизнь и ее последствию - Естественному Отбору» (Ч.Дарвин). Известно, что жизнь возможна лишь при определенных физических и химических условиях, и что, однако, прекращение жизненных процессов мелких организмов не ведет к потере жизнеспособности. Мы знаем, что жизнь качественно превосходит другие формы существования материи в отношении многообразия и сложности химических компонентов и динамики, протекающих в живом организме превращений, и что живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем упорядоченности структурной и функциональной в пространстве и во времени.

Но при всех этих накопленных эмпирически уже не малых знаниях мы по-прежнему не знаем ничего о существе жизни. Пока что ни многочисленные гипотезы о происхождении жизни, ни проникновение на клеточный, генетический и молекулярный уровни не внесли в этот вопрос никакой ясности. Наука не может ответить на некоторые, казалось бы, очевидные вопросы: почему вообще должен происходить обмен веществ, почему клетки живого организма должны делиться, что такое старение организма, каким образом код ДНК формирует организм, что именно ограничивает предел жизни организма и т.п.

В последние годы к этому добавились новые «не научные» вопросы - как происходит энергообмен организмов с окружающим пространством и с космосом, что такое биополе и чем вызваны сверхъестественные способности некоторых людей по телекинезу и телепатии, а также многие другие.

Мы до сих пор ничего не знаем о происхождении жизни и о том, как она распространена во Вселенной. Почему до сих пор не удались опыты по созданию искусственной жизни «в пробирке», когда в нее помещены все необходимые исходные химические составляющие? И не может ли оправдаться предположение о том, что жизнь всегда существовала в космическом пространстве так же, как само пространство и материя, размещенная в нем, и что жизнь только кочует от одной планеты к другой, закрепляясь там, где для нее есть подходящие условия?

Это все относится к общей проблематике, но на каждом этапе развития биологии возникают все новые частные проблемы.

Но мы очень плохо представляем себе и многое другое, например, все, что связано с организмом как целостным образованием, с его физиологией.

Чем объяснить, что каждый орган устроен именно так, как он устроен, а не иначе? Почему каждый орган выполняет именно эту функцию в организме, что заставляет его это делать, в чем механизм? Почему все органы взаимодействуют столь слаженно? Нет ли какого-то общего регулятора, который бдительно следит за всеми отклонениями от норм?

Еще больше возникает вопросов по генетике. Как возникают разнообразные типы клеток в многоклеточном организме? Известно, что организм человека, развившийся всего лишь из одной исходной клетки-зиготы, состоит из более 100 различных типов клеток и что каждая клетка обладает одинаковым полным фондом генетического материала. Каким же образом возникает это разнообразие? Возможно, что дифференцировка - это результат избирательной активности разных генов по мере развития многоклеточного организма. Но каким образом все это регулируется, и чем обеспечивается последовательность выполнения программы? Ответов пока нет.

Но уж совсем неясны некоторые вопросы, лежащие в буквальном смысле на поверхности. У каждого живого организма имеются так называемые точки акупунктуры. На теле человека их бол^е 700. Каждая точка связана с каким-либо определенным органом и имеет параметры, отличные от окружающей кожи, например у них пониженное электрическое сопротивление. Воздействие на эти точки разными раздражителями - иглами, теплом, электрическим током приводит к выздоровлению органа. Однако пути, которыми эти точки соединены с органами, анатомически не выражены. Как все это происходит? А ведь происходит, и китайская медицина уже не одну тысячу лет использует чжэн-цзю терапию (иглоукалывание и прижигание точек). В чем механизм, и зачем эти точки нужны организму? Китайцы полагают, что таким образом они регулируют энергетику органов. Что это еще за энергетика?!

Но есть проблемы и вовсе странные. Так называемое митогенетическое излучение (аура?) живых существ влияет на развитие подобных существ, отнесенных на некоторое расстояние и даже отгороженных кварцевыми стеклами. Над этим явлением в 20-е годы работал ученый Гурвич, а сейчас работает академик Казакевич в Новосибирске, ведутся такие работы и в МГУ. Взаимодействие подтверждено статистически. Но что это за процесс, пока не знает никто.

А есть проблемы и вовсе не научные. Ихтиологи знают, что щука, таймень и даже барракуда, находясь в тихой заводи и вися в воде, могут, не шевельнув



Hosted by uCoz