Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 129   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129 130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

и упорной борьбе длительностью в тысячелетия, и здесь главенствующую роль сыграло развитие научных методов познания, основанных на опыте и эксперименте.

В своих сочинениях Птолемей отмечал, что «некоторые философы выдвигают систему, достойную, по их мнению, большего доверия, и склоняются к мысли, что можно без противоречия считать небосвод неподвижным, а Земле приписать вращение с Запада на Восток», но сам пытается примитивными доводами это опровергнуть.

Кто были те философы, которые высказывались о вращении Земли, Птолемей не указывает. Однако можно с большой уверенностью предполагать, что эти высказывания принадлежали представителям пифогорейских школ в Южной Италии между V и III вв. до н.э. Учение Гераклида Понтийского признавало суточное вращение Земли и вводило первые гелиоцентрические представления в свой «систему мира». Ему приписывают слова, что «Земля некоторым образом движется, а Солнце покоится». Аристарх Самосский «принял допущение, что звездная сфера и Солнце неподвижны, но что Земля обращается по окружности, центром которой служит Солнце» - пишет Архимед в своем знаменитом сочинении «Исчисление песчинок». При этом центр звездной сферы не совпадает с центром Солнца, а земная орбита исчезающе мала по сравнению с расстоянием до звезд. Построения Аристарха представляют собой высшее достижение древней гелиоцентрической доктрины.

После общих идей о развитии небесных тел, высказанных еще греческими философами IV—I вв. до н.э. - Левкиппом, Демокритом, Лукрецием, наступил многовековой период господства теологии.

В то время как движение Солнца и Луны всегда происходит в одном направлении - с запада на восток (прямое движение), движение планет гораздо сложнее и временами совершается в обратном направлении (попятное движение). Причудливое движение планет, не укладывающееся в простую схему, это, казалось, говорило о существовании у них личной воли и способствовало их обожествлению древними. В IV в. до н.э. Евдокс Книдский, предшественник Аристотеля, создал теорию геоцентристских сфер (дошедшую до нас лишь в пересказе Аристотеля), согласно которой планета прикреплена к поверхности полой сферы, равномерно вращающейся внутри другой сферы, тоже вращающейся вокруг оси, не совпадающей с осью вращения первой сферы. В центре этих сфер находится Земля. Для представления сложного движения некоторых планет потребовалось несколько концентрических сфер, общее число которых было доведено учеником Евдокса Калиппом до 55.

Учение о геоцентрической системе мира состояло в том, что Земля занимает совершенно исключительное положение во Вселенной, являясь в ней тем единственным неподвижным телом, вокруг которого вращается вся небесная сфера и происходят обращения Луны, Солнца и планет. С этой системой, основанной на первобытных представлениях о незыблемости Земли в пространстве и на фантастических представлениях религий Древнего Востока и классической древности, находились в соответствии установки древней философии и древней науки. Так в одном из диалогов Платона («Федон») Сскрат говорит, что по имеющимся учениям «Земля шарообразна и держится в середине небес, так как небо со всех сторон в точности себе подобно, и вес самой Земли совершенно одинаков по всем направлениям».

Вся эта совокупность учений открывала широкий простор развитию геоцентрических схем движения светил, подобные искусственные построения древней науки достигли своего высшего развития во II в. в «Альмагесте» Птолемея, где основной предпосылкой является догмат абсолютной неподвижности Земли в центре мироздания.

Концепцию геоцентрической Вселенной развивал в своих учениях Аристотель (IV в. до н.э.). Для Аристотеля неподвижность Земли есть следствие его учения о тяжести, действием которой все тела устремляются к центру мира, это свойство принадлежит Земле как в целом, так и в отдельных частях, поэтому, будучи выведена из центра мира, Земля стала бы перемещаться к нему.

Космология Аристотеля во многом была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифогорейцев. Это была геоцентрическая философия, заимствованная частично у более древних ученых. Согласно этой философии Вселенная состояла из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звезд. «Подлунный мир», т.е. область между орбитой Луны и Землей, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырех низших элементов -земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжелый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня.

«Надлунный мир», т.е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд, есть область вечно равномерных движений, а сами звезды состоят из пятого совершеннейшего элемента - эфира.

Позже, в III в. до н.э. греческий геометр Аполлоний Пергский упростил эту теорию, заменив вращающиеся сферы кругами и этим положил начало теории эпициклов.

Теория эпициклов получила свое завершение в сочинении древнегреческого астронома Клавдия Птолемея (II в. до н.э.).

Клавдий Птолемей, древнегреческий ученый, живший во II в. нашей эры, детально разработал геоцентрическую систему мира, согласно которой все видимые движения небесных светил объяснялись их движением вокруг неподвижной Земли. Им написано основное сочинение «Великое математическое построение астрономии» в 13 книгах, арабизированное название «Альмагест», в котором впервые законы видимых движений небесных светил были установлены настолько, что стало возможным их предвычисление. Исключительно велико было практическое значение этой работы для мореплавания и определения географических координат.

В «Альмагесте» принималось, что все небесные светила движутся по окружностям и притом равномерно. Неравномерные движения планет и изменения направления их движения объясняли, предполагая, что они одновременно участвуют в нескольких круговых равномерных движениях, происходящих в разных плоскостях и с разными скоростями. Земля считалась покоящейся в центре Вселенной.

«Альмагест» Птолемея оставался в течение многих веков фундаментом геоцентрической системы мира. Возникновение христианства с его догматизмом и нашествия варваров привели к упадку естествознания в средние века.



Hosted by uCoz