![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 | |
и упорной борьбе длительностью в тысячелетия, и здесь главенствующую роль сыграло развитие научных методов познания, основанных на опыте и эксперименте. В своих сочинениях Птолемей отмечал, что «некоторые философы выдвигают систему, достойную, по их мнению, большего доверия, и склоняются к мысли, что можно без противоречия считать небосвод неподвижным, а Земле приписать вращение с Запада на Восток», но сам пытается примитивными доводами это опровергнуть. Кто были те философы, которые высказывались о вращении Земли, Птолемей не указывает. Однако можно с большой уверенностью предполагать, что эти высказывания принадлежали представителям пифогорейских школ в Южной Италии между V и III вв. до н.э. Учение Гераклида Понтийского признавало суточное вращение Земли и вводило первые гелиоцентрические представления в свой «систему мира». Ему приписывают слова, что «Земля некоторым образом движется, а Солнце покоится». Аристарх Самосский «принял допущение, что звездная сфера и Солнце неподвижны, но что Земля обращается по окружности, центром которой служит Солнце» - пишет Архимед в своем знаменитом сочинении «Исчисление песчинок». При этом центр звездной сферы не совпадает с центром Солнца, а земная орбита исчезающе мала по сравнению с расстоянием до звезд. Построения Аристарха представляют собой высшее достижение древней гелиоцентрической доктрины. После общих идей о развитии небесных тел, высказанных еще греческими философами IV—I вв. до н.э. - Левкиппом, Демокритом, Лукрецием, наступил многовековой период господства теологии. В то время как движение Солнца и Луны всегда происходит в одном направлении - с запада на восток (прямое движение), движение планет гораздо сложнее и временами совершается в обратном направлении (попятное движение). Причудливое движение планет, не укладывающееся в простую схему, это, казалось, говорило о существовании у них личной воли и способствовало их обожествлению древними. В IV в. до н.э. Евдокс Книдский, предшественник Аристотеля, создал теорию геоцентристских сфер (дошедшую до нас лишь в пересказе Аристотеля), согласно которой планета прикреплена к поверхности полой сферы, равномерно вращающейся внутри другой сферы, тоже вращающейся вокруг оси, не совпадающей с осью вращения первой сферы. В центре этих сфер находится Земля. Для представления сложного движения некоторых планет потребовалось несколько концентрических сфер, общее число которых было доведено учеником Евдокса Калиппом до 55. Учение о геоцентрической системе мира состояло в том, что Земля занимает совершенно исключительное положение во Вселенной, являясь в ней тем единственным неподвижным телом, вокруг которого вращается вся небесная сфера и происходят обращения Луны, Солнца и планет. С этой системой, основанной на первобытных представлениях о незыблемости Земли в пространстве и на фантастических представлениях религий Древнего Востока и классической древности, находились в соответствии установки древней философии и древней науки. Так в одном из диалогов Платона («Федон») Сскрат говорит, что по имеющимся учениям «Земля шарообразна и держится в середине небес, так как небо со всех сторон в точности себе подобно, и вес самой Земли совершенно одинаков по всем направлениям». | Вся эта совокупность учений открывала широкий простор развитию геоцентрических схем движения светил, подобные искусственные построения древней науки достигли своего высшего развития во II в. в «Альмагесте» Птолемея, где основной предпосылкой является догмат абсолютной неподвижности Земли в центре мироздания. Концепцию геоцентрической Вселенной развивал в своих учениях Аристотель (IV в. до н.э.). Для Аристотеля неподвижность Земли есть следствие его учения о тяжести, действием которой все тела устремляются к центру мира, это свойство принадлежит Земле как в целом, так и в отдельных частях, поэтому, будучи выведена из центра мира, Земля стала бы перемещаться к нему. Космология Аристотеля во многом была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифогорейцев. Это была геоцентрическая философия, заимствованная частично у более древних ученых. Согласно этой философии Вселенная состояла из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звезд. «Подлунный мир», т.е. область между орбитой Луны и Землей, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырех низших элементов -земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжелый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный мир», т.е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд, есть область вечно равномерных движений, а сами звезды состоят из пятого совершеннейшего элемента - эфира. Позже, в III в. до н.э. греческий геометр Аполлоний Пергский упростил эту теорию, заменив вращающиеся сферы кругами и этим положил начало теории эпициклов. Теория эпициклов получила свое завершение в сочинении древнегреческого астронома Клавдия Птолемея (II в. до н.э.). Клавдий Птолемей, древнегреческий ученый, живший во II в. нашей эры, детально разработал геоцентрическую систему мира, согласно которой все видимые движения небесных светил объяснялись их движением вокруг неподвижной Земли. Им написано основное сочинение «Великое математическое построение астрономии» в 13 книгах, арабизированное название «Альмагест», в котором впервые законы видимых движений небесных светил были установлены настолько, что стало возможным их предвычисление. Исключительно велико было практическое значение этой работы для мореплавания и определения географических координат. В «Альмагесте» принималось, что все небесные светила движутся по окружностям и притом равномерно. Неравномерные движения планет и изменения направления их движения объясняли, предполагая, что они одновременно участвуют в нескольких круговых равномерных движениях, происходящих в разных плоскостях и с разными скоростями. Земля считалась покоящейся в центре Вселенной. «Альмагест» Птолемея оставался в течение многих веков фундаментом геоцентрической системы мира. Возникновение христианства с его догматизмом и нашествия варваров привели к упадку естествознания в средние века. |