![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 | |
только и не столько технологический характер, сколько социальный, поскольку заставляет предпринимателей и производственников пренебрегать множеством возможностей по минимизации ущерба вследствие погони за прибылью. Ниже приведен анализ некоторых видов ущерба, наносимого природе человеческим обществом. Загрязнение морей и океанов Водные пространства морей и океанов являются конечным вместилищем для подавляющего большинства отходов человеческой деятельности. Многочисленные сточные воды различного происхождения, химикаты, часть мусора и другие отбросы из промышленных и сельскохозяйственных источников посредством рек и фунтовых вод или другим способом рано или поздно поступают в моря и океаны. Прибрежные морские воды могут также загрязняться в результате захоронения различных отходов, удаления нечистот и мусора с кораблей и особенно в результате аварийного попадания в море нефти и других веществ. В настоящее время, например, в Тихий океан сбрасывается ежегодно около 9 млн. тонн отходов, а в воды Атлантики - свыше 30 млн. тонн (на 1977 г.). Газообразные токсические вещества, такие, как окись углерода, двуокись серы, попадают в морскую воду через атмосферу. Загрязнения, поступающие в прибрежные воды, состоят из органических веществ, способных распадаться, из тяжелых металлов, практически не распадающихся, и различных токсических соединений, распадающихся медленно. Все эти вещества оказывают негативное влияние на биосферу морей и океанов, а в конечном итоге и на жизнь всей планеты. Наиболее многочисленную и разнообразную по характеру воздействия на биосферу группу загрязняющих веществ составляют химикалии, минеральные масла, в первую очередь нефть, жидкие и твердые бытовые отходы и отходы промышленных производств, включая радиоактивные. Среди химикалиев следует отметить свинец, поступающий в различных соединениях в океаны в количестве 150 тыс. тонн ежегодно, и ДЦТ, рассеянный по поверхности Земли в количестве 1,5 млн. тонн. Подобно другим химическим веществам, он вымывается из почвы. Пестициды встречаются в различных районах Балтийского, Северного, Ирландского морей, в Бискайском заливе, у берегов Англии, Исландии, Португалии, Испании. Большие количества хлороргани-ческих пестицидов - ДДТ и гексахлорана - обнаружены в печени и жире тюленей и атлантических пингвинов, а также в яйцах морских птиц. Загрязнение вод ДДТ привело к резкому сокращению запасов промысловых рыб в Атлантике. Наиболее опасным и широко распространенным видом загрязнения морей и океанов являются минеральные масла и прежде всего нефть. В мире действует гигантский танкерный флот общей вместимостью более 120 млн. брутто-регистровых тонн, среди которых имеется 230 судов, обладающих вместимостью 200 и более тысяч тонн, в том числе два «полумиллионника». Однако подсчитано, что 200 тыс. тонн нефти достаточно, чтобы превратить все Балтийское море в пустыню. А аварии танкеров случаются достаточно часто. | В январе 1975 г. из танкера «Афран зодиак» водоизмещением 210 тыс. тонн, принадлежащего американской нефтяной компании, в залив Бантри попало 450 тонн нефти. В том же месяце сел на мель в Мелакском проливе японский супертанкер «Сева-Мару» водоизмещением 250 тыс. тонн, везущий ближневосточную нефть. В корпусе танкера образовалась трещина, и нефтяные пятна покрыли поверхность пролива. Площадь самых крупных пятен достигала 50 кв. км. 26 сентября 1975 г. американский танкер «Транс Херон», имевший на борту 25 тыс. тонн нефти, потерял управление и налетел на рифы у берегов Индии. Из образовавшейся в корпусе пробоины вылилось 3,5 тыс. тонн нефти. Огромное нефтяное пятно площадью в десятки квадратных километров двигалось к побережью, грозя гибелью морским обитателям. Подобных аварий с тех пор случилось несколько десятков. Но дело не только в авариях. Суда перед закачкой нефти необходимо промывать. В результате промывки трюмов в открытом море остается более 2 млн. тонн нефти. По подсчетам специалистов только в результате судоходства и очистки танкеров в акватории океанов ежегодно попадает от 5 до 10 млн. тонн нефти. Нефтяные пленки существенно нарушают обмен энергией, парами и газами между океаном и атмосферой. Растворимые компоненты нефти очень ядовиты, что нередко приводит к гибели морских обитателей и прежде всего рыбы и морских птиц, чем наносится большой урон природе и экономике многих стран. В моря и океаны попадают жидкие и твердые бытовые отходы. Часть этих отбросов оседает, а часть под влиянием морских течений и ветра рассеивается в разных направлениях, являясь основной причиной загрязнения прибрежной полосы. Бытовые отходы опасны не только как передатчики некоторых болезней человека, главным образом, кишечной группы. Они содержат значительное количество кислородопоглощающих веществ, уменьшающих содержание кислорода в воде, необходимого для жизни морских организмов. В последние годы особым видом твердых отбросов оказались пластмассовые изделия. Эти материалы легче воды, поэтому длительное время плавают на поверхности и выбрасываются на морские побережья, загрязняя их. Пластмассовые отходы представляют собой серьезную опасность для судоходства: они опутывают гребные винты или засоряют трубопроводы систем охлаждения двигателей и нередко становятся причиной аварий. В результате выветривания ежедневно в Мировой океан поступает до 5 тыс. тонн ртути, используемой в сельском хозяйстве и промышленности. Отходы, содержащие ртуть, свинец и медь, локализованы в отдельных районах у берегов, однако некоторая часть выносится далеко за пределы территориальных вод, отравляя все. По данным францусского биолога А.Бомбара, особо высоким уровнем загрязнения отличается Средиземное море. На его дно оседает огромное количество вредных химических компонентов. Только у итальянского побережья в море ежедневно сбрасывается 2 тыс. тонн грязи, пропитанной отходами титанового производства, 178 тонн фосфора и 44 тонны азота. Ежегодно в средиземномор- |