Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 99   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99 100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

цию света, однако это явление было замечено ранее итальянским физиком и астрономом Франциском Мария Гримальди (1618-1663).

Гук был первым исследователем, который считал, что свет «состоит» из быстрых колебаний, распространяющихся мгновенно или с очень большой скоростью на любые расстояния, и что каждое колебание в однородной среде порождает сферу, радиус которой постоянно растет со временем. С помощью таких представлений Гук пытался объяснить явления преломления света и дать интерпретацию цвета. Однако природа цвета была выяснена лишь в 1666 г., когда Исаак Ньютон (1642-1727) обнаружил, что белый цвет с помощью призмы можно разложить на отдельные цветовые компоненты и что для каждого чистого цвета характерна своя степень преломления.

Проделав небольшое круглое отверстие в ставне окна темной комнаты, Ньютон направил пучок солнечных лучей из этого отверстия на призму с большой дисперсией, вышедший из призмы «спектр» он направлял на противоположную стену комнаты. Пропуская разложенный свет через вторую призму, Ньютон убедился, что вторая призма отклоняет свет, но уже не разлагает его далее. Отсюда был сделан вывод о том, что «Всякий однородный свет имеет собственную окраску, отвечающую степени его преломляемости, и такая окраска не может изменяться при отражениях и преломлениях».

Ньютоном была проделана серия различных оптических экспериментов, которые предопределили будущее развитие оптики. Однако трудности, возникавшие в волновой теории при попытках объяснить прямолинейное распространение света, и явление поляризации, открытое Гюйгенсом и описанное им в 1690 г., казались Ньютону настолько серьезными, что побудили его развить корпускулярную теорию (или теорию истечения), согласно которой свет распространяется от излучающего тела в виде мельчайших частиц.

Волновая теория света была существенно улучшена и расширена нидерландским механиком и физиком Христианом Гюйгенсом (1629-1695). Гюйгенс обратил внимание на то, что прохождение одного пучка через отверстие не оказывает никакого действия на прохождение через то же отверстие другого пучка. Он писал; «Одно из чудеснейших свойств света состоит в том, что, когда он приходит из разных и даже противоположных сторон, лучи его производят свое действие, проходя один сквозь другой безо всякой помехи. Этим объясняется то, что несколько зрителей могут одновременно видеть через одно и то же отверстие различные предметы».

Гюйгенс выдвинул принцип, названный позднее его именем, согласно которому каждую точку «эфира», до которой дошло световое возмущение, можно рассматривать как центр нового возмущения, распространяющегося в виде сферической волны; эти вторичные волны комбинируются таким образом, что их огибающая определяет волновой фронт в любой последующий момент времени, С помощью этого принципа Гюйгенсу удалось вывести законы преломления и отражения света. Он также объяснил двойное преломление в исландском шпате, открытое в 1669 г. Эразмом Бартолинусом (1625-1698), предположив, что при прохождении света через кристалл возникает, кроме первичной сферической, вторичная эллипсоидальная волна.

В процессе своего исследования Гюйгенс обнаружил чрезвычайно важное явление поляризации света: он показал, что каждый из двух лучей, возникающих после прохождения света через кристалл исландского шпата, можно погасить, пропуская его через второй такой же кристалл и вращая последний относительно направления луча. Однако объяснить поляризацию удалось только Ньютону, который предположил, что лучи имеют «стороны», и именно признание подобной «поперечности» света казалось ему непреодолимым возражением против волновой теории, поскольку ученым в то время были известны только продольные волны (из изучения распространения звука).

Отрицание волновой теории таким авторитетом, как Ньютон, привело к полному ее забвению в течение почти столетия. Однако иногда появлялись ее случайные защитники, например, великий математик Леонард Эйлер (1707-1783).

В начале XIX в. были сделаны важнейшие открытия, приведшие к полному признанию волновой теории. Первым шогом в этом направлении послужило объяснение интерференции, выдвинутое в 1801 г. английским физиком Томасом Юнгом (1773-1829), а также цветов тонких пленок. Однако, поскольку идеи Юнга были развиты в основном, лишь качественно они не получили общего признания.

Примерно в это же время францусский академик Этьен Луи Малюс (1775-1812) обнаружил поляризацию света при отражении (1808). Тем временем в работах Пьера Симона де Лапласа (1749-1827) и Жана Батиста Био (1774-1862) развивалась далее корпускулярная теория. Ее сторонники предложили считать объяснение явления дифракции достойным премии, учрежденной в 1818 г. Парижской Академией наук, надеясь, что исследования в этой области полностью подтвердят корпускулярную теорию. Однако их надежды не оправдались: несмотря на сильное сопротивление, премия была присуждена францусскому физику Августину Жаку Френелю (1788-1827), исследования которого основывались на волновой теории и явились первыми из серии работ, полностью развенчавших в течение нескольких лет корпускулярную теорию.

Сущность исследований Френеля состояла в синтезе идей Гюйгенса о построении волнового фронта как огибающей сферических волн и принципа интерференции Юнга.

Этого, как показал Френель, оказалось достаточно для объяснения не только «прямолинейности» распространения света, но и небольших отклонений от «прямолинейности», т.е. явления дифракции. Френель решил задачи дифракции на крае, небольших отверстиях и экране; наиболее убедительным оказалось экспериментальное подтверждение францусским астрономом и физиком Доминико Арого (1786-1853) предсказания, выведенного францусским академиком С.Д.Пуассоном из теории Френеля и состоявшего в том, что в центре тени от круглого диска должно находиться светлое пятно.

В том же 1818 г. Френель занялся весьма важной проблемой влияния движения Земли на распространение света и попытался выяснить, существует ли какое-нибудь различие между светом от звезд и светом от земных источников. Арого экспериментально обнаружил, что помимо аберрации никакого различия нет. На основании этих наблюдений Френель создал теорию о частичном увлечении светового эфира движущимися телами. Эта теория позже (1851) была подтверждена



Hosted by uCoz