Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 329   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329 330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

показателями. Гидробиологи первыми начали изучать роль организмов в круговороте веществ и трансформации энергии в природе.

Количественное изучение кругооборота веществ на суше началось позднее - в 20-30-х годах XX в. Предпосылки к этому были созданы работами Докучаева в конце XIX в. в области почвоведения. Почва рассматривалась как особое естественноисторическое тело, образованное взаимодействием абиотических и биотических компонентов среды.

Значительными вехами явились работы Г.Ф.Морозова «Учение о лесе» (1912) и В.П.Сукачева «Введение в учение о растительных сообществах» (1915). В начале века американский ученый Р.Чемпен вводит понятие биотического потенциала, характеризующего скорость роста (размножения и выживаемости) популяции. Австралийский энтомолог А.Николсон (1933) описывает динамику численности как саморегулирующийся процесс. Всемирную известность получили экспериментальные работы с простейшими и микроорганизмами советского ученого Г.Ф.Гаузе, сформулировавшего принцип конкурентного исключения. Согласно этому принципу два вида, занимающие одну экологическую нишу, не могут сосуществовать в одном месте неограниченно долго.

В ходе развития экологии менялись ее содержание и определение. В 30-е годы считалось, что экология изучает адаптацию (приспособление) организмов к окружающей среде. В 50-х годах возникло экспериментальное направление изучения взаимодействия организмов, и экология стала определяться как наука о механизмах борьбы за существование. Стала изучаться внутривидовая и межвидовая конкуренция. Экологи вели работы в полевых условиях и анализировали колебания численности вредных грызунов и промысловых млекопитающих. То же стали делать и гидробиологи в связи с изучением биологической продуктивности водоемов.

Представления о трофических (пищевых) условиях позволило количественно охарактеризовать процесс превращения вещества и энергии при переходе с одного уровня на другой.

В 60-70-е годы наблюдается бурный рост экологических исследований. Характерной чертой экологии стало исследование процессов, охватывающих всю биосферу. Особенно пристально изучается взаимодействие человека и биосферы. С 1964 г. начались работы, проводимые в рамках Международной биологической программы.

Основная задача экологии на современном этапе - детальное изучение количественными методами основ структуры и функционирования природных и созданных человеком систем. Изучение популяций показало наличие у них сложной иерархической системы. Важное значение имеет изучение взаимодействия генетического состава популяций и ее экологических характеристик, взаимодействие популяций разных видов - конкуренция и хищничество.

Значительное влияние на методы экологии оказало развитие математики, моделирования, физики, философии. Расширились связи экологии с социологией, политической экономией, юриспруденцией, этикой.

На современном этапе развития человеческого общества, когда в результате

научно-технической революции усилилось его воздействие на биосферу, практическое значение экологии необычайно возросло. Экология должна служить научной базой любых мероприятий по использованию и охране природных ресурсов, по сохранению среды в блогоприятном для обитания человека состоянии. Поднимается роль охраны природы и природопользования.

Научно-техническая революция связана с непрерывной интенсификацией и расширением масштабов хозяйственной деятельности общества. Это обостряет внимание к экологическим проблемам, в частности, к прямому и побочному влиянию производственной деятельности на состав и свойства атмосферы, тепловой режим планеты, фон радиоактивности, к загрязнению Мирового океана, водоемов суши и уменьшению запасов пресной воды, уменьшению запасов невозобновляемых ресурсов, выделению в биосферу неперерабатываемых биохимических и токсичных отходов, экологическому воздействию антропогенных, особенно урбанизированных ландшафтов, влиянию экологических факторов на физическое и психологическое здоровье человека и на генофонд человеческих популяций.

Ущерб, наносимый природе, можно четко разделить на две группы. К первой нужно отнести ущерб, который природа наносит себе сама. Это всевозможные стихийные бедствия - землетрясения, оползни, наводнения, лесные пожары, ураганы, смерчи и т.п. Здесь задача человечества заключается в том, что если не удается предотвратить такое бедствие, то нужно, по крайней мере, постараться минимизировать возможный ущерб. А это значит, что необходима служба предупреждения о возможных опасностях. И в этом плане особое значение приобретает понимание причин возникновения катаклизмов.

Ряд попыток понимания причин стихийных бедствий был предпринят несколькими исследователями. Среди них стоит остановиться на работах советского ученого, академика А.Л.Чижевского, о которых было упомянуто выше, в частности, на его книге «Эхо солнечных бурь».

Проведенные Чижевским исследования показали, что значительное число катаклизмов на Земле, включая всевозможные природные бедствия, связаны с появлением на Солнце пятен, число которых непосредственно оказывает влияние на состояние природы и жизни на Земле. Поэтому, основываясь на статистике прошлых лет и на данных наблюдений за состоянием Солнца, можно с высокой достоверностью предсказывать будущие стихийные события. Однако Чижевский не подчеркнул, что само состояние Солнца однозначно коррелируется с расположением планет вокруг него, о чем знали астрологи прошлых тысячелетий. Важное значение имеет также расположение Луны относительно Земли и ее фазы. А поскольку расположение планет и фазы Луны можно рассчитать с высочайшей точностью, то появляется серьезная возможность даже без прямых наблюдений за Солнцем предсказания многих природных событий на Земле. К сожалению, подобное направление делает лишь первые шаги и пока что отдано на откуп любителям.

Ко второй группе следует отнести ущерб, наносимый среде человеческим обществом в связи с развитием производства. Природа этого ущерба носит не



Hosted by uCoz