Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 17   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17 18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

новением молекулярной биологии и генетики, была бы невозможна без физики. Физические методы исследований, включая методы ядерной физики, широко применяются в геологии и астрономии. То же касается и многих других наук.

Сегодня физика образует фундамент главнейших направлений техники и практически всех видов технологий. Электротехника и энергетика, радиотехника и электроника, вычислительная техника, светотехника, строительная техника, гидротехника, значительная часть военной техники выросли на основе физики.

Таким образом, от физики зависит многое, и это накладывает на саму физику и на ученых, работающих в этой области, особую ответственность, поскольку их взгляды на реальность и их достижения самым непосредственным образом сказываются на развитии всех областей естествознания. И поэтому особую роль в естествознании имеет теоретическая физика.

Зарождение теоретической физики произошло в древние времена в виде натурфилософии, т.е. философии природы, представляющей собой умозрительное истолкование природных явлений. Крупные представители древнегреческой сти-хийно-материалистической Ионийской школы - Фалес, Анаксимен, Анаксимандр (Милетская школа), Гераклит Эфесский, Диоген Аполлонийский - руководствовались основной идеей о единстве сущего, происхождения всех вещей из некоторого первоначала (апейрона) и первостихий - земли, воды, воздуха и огня, а также о всеобщей одушевленности материи.

После длительного периода средневековья, когда все объяснялось божественным промыслом, интерес к природе как объекту познания и к ее теоретическому осмыслению вновь возник в эпоху Возрождения. Большой вклад в теоретическое осмысление природы в целом и к физическим явлениям внесли мыслители Дж.Бру-но (1548-1600), утверждавший идею бесконечной природы и бесчисленного множества миров и сожженный за это на костре; Б.Телезио (1509-1588), полагавший, что главными движущими силами природы являются тепло и холод и что тепло -источник всякой органической жизни; Т.Кампанелла (1568-1639), создатель коммунистической утопии, преследовавшийся церковью по обвинению в ереси, отсидевший 27 лет в тюрьме и написавший там десятки сочинений по философии, политике, астрономии и медицине.

Особое развитие натурфилософия позже получила в немецкой классической философии Фридриха Шеллинга (1775-1854), взгляды которого основывались на принципах объективно-идеалистической диалектики природы как жийого организма.

Естествознание в целом и его основа - физика - оказались тесно связанными с философией и уже в XVI в. вошли в противоречие с религиозными установками. Уже начиная с XVIII в. религия по сути прекратила свбе вмешательство в науку. Но с этого момента в самой науке началась борьба научных школ за утверждение своих теорий.

Однако в основе самых различных теорий в разных областях естествознания лежат установки теоретической физики, основные положения которой определяют теоретические основы всех конкретных наук о природе. Поэтому ответственность физиков-теоретиков перед наукой особенно велика, ибо их мировоззренческие ошибки могут иметь далеко идущие последствия для всего естествознания.

В XX в. борьба концепций в естествознании не только не утихла, но и в ряде

3 Зак. 110

областей приобрела драматический характер. Достаточно вспомнить о борьбе научных школ при становлении теории относительности А.Эйнштейна в начале века, становлении квантовой механики в 20-е годы, дискуссии в области генетики и кибернетики в конце 40-х - начале 50-х годов.

В настоящее время вновь обостряется борьба концепций в области теоретической физики. Это связано с общим кризисом физики, фактически переставшей играть руководящую роль при проведении прикладных исследований практически во всех областях естествознания. И хотя все естественные науки опираются на действующую в теоретической физике парадигму - основную систему взглядов на устройство мира, она уже мало кого сегодня устраивает. Прикладные проблемы естествознания стучатся в дверь, и это в очередной раз требует ревизии основ физической теории.

1.3. Материализм и идеализм в естествознании

На протяжении всей истории естествознания в нем борются два главных философских направления - материализм и идеализм. В чем их суть?

Основой материалистического мировоззрения является признание первичности материи и вторичности сознания. Это означает, что материализм исходит из того, что материя, природа объективна, существует независимо от нашего сознания, и человек, сам являясь частью природы, если он хочет использовать ее силы, должен изучать природу такой, как она есть, и делать из этого для себя выводы. Тем самым его представления о природе, его сознание будут вторичны. И если в результате столкновения с природными явлениями человек откроет для себя новые стороны, он должен быть готов изменить свои представления, уточнить их, а возможно, и вовсе отказаться от них, заменив на другие.

При этом человек должен не забывать, что полностью уяснить все явления природы и даже каждое отдельное явление во всей полноте он не сумеет никогда, его знания о каждом явлении и тем более о всей природе будут всегда частичны, во многом поверхностны. Это принципиально и связано с тем, что каждое явление имеет бесчисленное множество сторон и качеств, изучить все их не хватит ни времени, ни сил. Поэтому человеку в его взаимодействии с природой всегда приходится выбирать то главное, на чем нужно, по его мнению, сосредоточиться. Следовательно, знания всегда были и будут неполными и всегда должны пополняться и развиваться.

Таким образом, при материалистическом подходе исследователь воспринимает природу такой, как она есть, и если факты противоречат его представлениям о ней, он изменяет свои представления, полагая факты истиной.

Основой идеалистического мировоззрения, наоборот, является представление о допустимости конструирования природы. Исследователь создает себе некоторое представление о природных явлениях, а затем доказывает, что природные явления соответствуют его представлениям о них. Здесь на первое место выступают идеи, а на втором месте - явления природы. И если природные факты не соответствуют представлениям исследователя, то он меняет не свои представления, а начинает искажать факты.



Hosted by uCoz