![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 | |
новением молекулярной биологии и генетики, была бы невозможна без физики. Физические методы исследований, включая методы ядерной физики, широко применяются в геологии и астрономии. То же касается и многих других наук. Сегодня физика образует фундамент главнейших направлений техники и практически всех видов технологий. Электротехника и энергетика, радиотехника и электроника, вычислительная техника, светотехника, строительная техника, гидротехника, значительная часть военной техники выросли на основе физики. Таким образом, от физики зависит многое, и это накладывает на саму физику и на ученых, работающих в этой области, особую ответственность, поскольку их взгляды на реальность и их достижения самым непосредственным образом сказываются на развитии всех областей естествознания. И поэтому особую роль в естествознании имеет теоретическая физика. Зарождение теоретической физики произошло в древние времена в виде натурфилософии, т.е. философии природы, представляющей собой умозрительное истолкование природных явлений. Крупные представители древнегреческой сти-хийно-материалистической Ионийской школы - Фалес, Анаксимен, Анаксимандр (Милетская школа), Гераклит Эфесский, Диоген Аполлонийский - руководствовались основной идеей о единстве сущего, происхождения всех вещей из некоторого первоначала (апейрона) и первостихий - земли, воды, воздуха и огня, а также о всеобщей одушевленности материи. После длительного периода средневековья, когда все объяснялось божественным промыслом, интерес к природе как объекту познания и к ее теоретическому осмыслению вновь возник в эпоху Возрождения. Большой вклад в теоретическое осмысление природы в целом и к физическим явлениям внесли мыслители Дж.Бру-но (1548-1600), утверждавший идею бесконечной природы и бесчисленного множества миров и сожженный за это на костре; Б.Телезио (1509-1588), полагавший, что главными движущими силами природы являются тепло и холод и что тепло -источник всякой органической жизни; Т.Кампанелла (1568-1639), создатель коммунистической утопии, преследовавшийся церковью по обвинению в ереси, отсидевший 27 лет в тюрьме и написавший там десятки сочинений по философии, политике, астрономии и медицине. Особое развитие натурфилософия позже получила в немецкой классической философии Фридриха Шеллинга (1775-1854), взгляды которого основывались на принципах объективно-идеалистической диалектики природы как жийого организма. Естествознание в целом и его основа - физика - оказались тесно связанными с философией и уже в XVI в. вошли в противоречие с религиозными установками. Уже начиная с XVIII в. религия по сути прекратила свбе вмешательство в науку. Но с этого момента в самой науке началась борьба научных школ за утверждение своих теорий. Однако в основе самых различных теорий в разных областях естествознания лежат установки теоретической физики, основные положения которой определяют теоретические основы всех конкретных наук о природе. Поэтому ответственность физиков-теоретиков перед наукой особенно велика, ибо их мировоззренческие ошибки могут иметь далеко идущие последствия для всего естествознания. В XX в. борьба концепций в естествознании не только не утихла, но и в ряде 3 Зак. 110 | областей приобрела драматический характер. Достаточно вспомнить о борьбе научных школ при становлении теории относительности А.Эйнштейна в начале века, становлении квантовой механики в 20-е годы, дискуссии в области генетики и кибернетики в конце 40-х - начале 50-х годов. В настоящее время вновь обостряется борьба концепций в области теоретической физики. Это связано с общим кризисом физики, фактически переставшей играть руководящую роль при проведении прикладных исследований практически во всех областях естествознания. И хотя все естественные науки опираются на действующую в теоретической физике парадигму - основную систему взглядов на устройство мира, она уже мало кого сегодня устраивает. Прикладные проблемы естествознания стучатся в дверь, и это в очередной раз требует ревизии основ физической теории. 1.3. Материализм и идеализм в естествознанииНа протяжении всей истории естествознания в нем борются два главных философских направления - материализм и идеализм. В чем их суть? Основой материалистического мировоззрения является признание первичности материи и вторичности сознания. Это означает, что материализм исходит из того, что материя, природа объективна, существует независимо от нашего сознания, и человек, сам являясь частью природы, если он хочет использовать ее силы, должен изучать природу такой, как она есть, и делать из этого для себя выводы. Тем самым его представления о природе, его сознание будут вторичны. И если в результате столкновения с природными явлениями человек откроет для себя новые стороны, он должен быть готов изменить свои представления, уточнить их, а возможно, и вовсе отказаться от них, заменив на другие. При этом человек должен не забывать, что полностью уяснить все явления природы и даже каждое отдельное явление во всей полноте он не сумеет никогда, его знания о каждом явлении и тем более о всей природе будут всегда частичны, во многом поверхностны. Это принципиально и связано с тем, что каждое явление имеет бесчисленное множество сторон и качеств, изучить все их не хватит ни времени, ни сил. Поэтому человеку в его взаимодействии с природой всегда приходится выбирать то главное, на чем нужно, по его мнению, сосредоточиться. Следовательно, знания всегда были и будут неполными и всегда должны пополняться и развиваться. Таким образом, при материалистическом подходе исследователь воспринимает природу такой, как она есть, и если факты противоречат его представлениям о ней, он изменяет свои представления, полагая факты истиной. Основой идеалистического мировоззрения, наоборот, является представление о допустимости конструирования природы. Исследователь создает себе некоторое представление о природных явлениях, а затем доказывает, что природные явления соответствуют его представлениям о них. Здесь на первое место выступают идеи, а на втором месте - явления природы. И если природные факты не соответствуют представлениям исследователя, то он меняет не свои представления, а начинает искажать факты. |