Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 310   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310 311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

Лысенко утверждал, что образование вида есть переход от количественных изменений к качественным в историческом процессе, что изменения условий жизни вынуждают изменяться и сам тип развития растительных организмов, что и является первопричиной изменения наследственности. Лысенко отвергал значение генов и мутаций в процессе образования видов, выдвигал в противовес им положение о возможности видов в результате воздействия внешней среды. Отсюда вытекает новая формулировка наследственности как эффекта концентрирования воздействия условий внешней среды, ассимилированных организмами в ряде предшествующих поколений. Лысенко утверждал, что сорняк овсюг является продуктом перерождения ржи или пшеницы, что в лесах происходит перерождение ели в сосну и перерождение нескольких видов лиственных деревьев в другие виды.

Лысенко выступил против работ советских генетиков с полиплоидными сортами культурных растений, т.е. с сортами, в клетках которых содержалось увеличенное число хромосом по сравнению с исходными сортами. Но ими, в частности, были выведены тетраплоидные сорта гречихи, кок-сагыза, подсолнечника, конопли и ряда других, обладающие повышенной урожайностью по сравнению с исходными диплоидными сортами. Теоретические положения Лысенко, насильно внедренные в биологическую науку, запрет проводить эксперименты на основе генетики как учения затормозили нашу биологическую науку.

В то время, когда генетика была у нас запрещена, она активно развивалась за рубежом. Работами американского биохимика Уотсона и английского биофизика и генетика Крика в 1953 г. было установлено, что вещество хромосом образовано белками, гистонами и дезоксирибонуклеиновой кислотой (ДНК) -высокополимерным природным соединением. При этом именно ДНК является носителем генетической информации, ее отдельные участки соответствуют определенным генам.

Молекула ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных одна вокруг другой в спираль (рис. 13.5).

Цепи построены из большого числа мономеров четырех типов - нуклеотидов, специфичность которых определяется одним из азотных оснований: адеина, гунина, цитозина и тимина. Сочетание трех рядом стоящих нуклеотидов в цепи ДНК составляет генетический код. Нарушение последовательности нуклеотидов в цепи ДНК приводит к наследственным изменениям - мутациям. Реализация генетической информации происходит с помощью рибонуклеиновых кислот (РНК), которые являются носителем генетической информации и матрицей для воспроизводства ДНК с определенными наследственными свойствами.

При этом следует иметь в виду, что в клетках существуют наследственные факторы, не связанные с хромосомами, например так называемая цитоплазматическая наследственность, которая, однако, играет много меньшую роль, чем хромосомная наследственность.

Современная генетика освоила два метода воздействия на хромосомы:

- первый - воздействие на организмы неблогоприятными факторами, например, радиоактивным излучением, которые вызывают спонтанные мутации,

в дальнейшем отбираются мутанты с желаемыми свойствами, часть потомства от них наследует мутации родителей;

- второй - воздействие непосредственно на генный аппарат, так называемый генный нокаут; манипуляции на уровне ДНК требуют современного оборудования и высокой квалификации персонала, но они позволяют целенаправленно получать организмы с желаемыми свойствами путем уничтожения в хромосоме генов, несущих нежелательные свойства, или внедрения в хромосому генов - носителей желаемых свойств.

Генетики многих стран владеют и тем и другим методами, что позволяет получать сенсационные результаты. Приведем несколько примеров их достижений.

Норвежским ученым удалось выделить ген ячменя, который может улучшить характеристики некоторых зерновых культур и картофеля. Этот ген обладает важными контрольными функциями и способен активизировать или тормозить действия других генов. Трансплантация этого гена в ДНК картофеля способна увеличить содержание крахмала в клубнях, а в ДНК кукурузы, риса и других зерновых помогает защитить молодые растения от насекомых - сельскохозяйственных вредителей.

Учеными Рочерстерского университета во главе с доктором Мартой Бон удалось ввести ген в мозг крыс, предварительно зараженных болезнью Паркинсона. Гены, введенные в мозг подопытных животных, приостановили течение болезни, они вырабатывали протеин, защищавший клетки мозга от нарушений, вызываемых болезнью Паркинсона. Через 6 недель крысы, которым пересадили ген, пришли в нормальное состояние, контрольная же группа, не получившая гена, погибла от развившейся болезни.

Болезнь Паркинсона до сих пор непобедима. Это страшное заболевание, начинающееся с дрожания рук и превращающее человека в амебу, не поддается лечению. Результаты, полученные в Рочестерском университете, открывают путь к лечению болезни Паркинсона у человека.

Русским ученым методами генной инженерии удалось вырастить культуру одного из слоев кожи для лечения ожогов. Идут эксперименты по выращива

Рис. 13.5. Двойная спираль ДНК: а) схема: а - адеин, г - гуанин, ц - цитазин, т - тимин, д - дезоксирибоза, ф - фосфат; б) ее объемная модель.



Hosted by uCoz