Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 322   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322 323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

многие формы опухолей и других заболеваний. Однако Вирхов и его последователи не удержались от универсализации открытых ими закономерностей. В результате вся патология была сведена к патологии клеток.

Многие современники Р.Вирхова не только не приняли эту теорию, но подвергли основные ее принципы критике, признали ограниченным анатомо-лока-листическое мышление в то время, когда оно еще казалось незыблемым, противопоставляя ему синтетическое (комплексное) мышление. Этому способствовали успехи эволюционной теории (дарвинизма). Признание родства человека с животными привело к тому, что врачи стали шире применять эксперимент на животных для уяснения закономерностей жизни человека в условиях здоровья и болезней. К.Бернар в середине XIX в. работал над созданием экспериментальной медицины и заложил основы экспериментальной фармакологии и токсикологии.

Еще в первой половине XIX в. в России были заложены теоретические и экспериментальные основы развития физиологического направления, но особый расцвет его приходится на вторую половину этого столетия. Книга И.М.Сеченова (1863) «Рефлексы головного мозга» оказала решающее влияние на формирование материалистического мировоззрения русских физиологов и врачей. Наиболее полно и последовательно физиологическое направление и идеи нервизма были использованы в клинической медицине С.П.Боткиным, в свой очередь оказавшим глубокое влияние на И.П.Павлова. Принципы материалистической физиологии нашли отражение в нормальной физиологии, а затем и нейрофизиологии.

Процесс дифференциации медицинских знаний сопровождался формированием интегрирующей дисциплины - общей патологии, изучающей закономерности и развития патологических процессов. Илья Ильич Мечников (1845-1916) обосновал представление о воспалении как форме приспособительской реакции живой ткани на раздражение, разработал основы сравнительной патологии и положил начало общебиологическому направлению в медицине. Многие русские врачи следовали не органопатологии, а антропопатологии, под которой подразумевали познание всего болеющего человека как единого целого. Врачи стали говорить не только о диагнозе болезни, но и о диагнозе больного. Возникла индивидуализированная терапия - «лечение больного».

Современник С.П.Боткина Г.А.Захарьин довел до совершенства метод опроса (анамнез), суть которого заключалась в тщательном изучении условий труда и быта больных с целью установления причин болезней, путей их профилактики и «постижения связи всех явлений данного болезненного случая». А.А.Остроумов вслед за Захарьиным пропагандировал профилактику как важное направление врачебной деятельности. Он и многие другие полагали, что экспериментальный метод способен «заменить авторитет научным критерием».

В середине и особенно во второй половине XIX в. от терапии отпочковываются новые отрасли, прежде всего педиатрия - терапия детского организма.

До второй половины XIX в. представления о причинах заразных болезней носили гипотетический характер. В XVIII в. Д.С.Самойлович обосновал представление о контагиозном характере чумы и разработал начала ее эпидемиологии. Е.О.Мухин, М.Я.Мудров, а особенно И.Е.Дядьковский правильно трактовали причины распространения холеры. Поиски не только эффективного, но и безопас

ного метода предупреждения заболеваний оспой привели Э.Дженнера в 1796 г. к открытию и применению первой вакцины, что позволило в дальнейшем радикально бороться с этим заболеванием путем оспопрививания. В XIX в. Н.И.Пирогов предположил зависимость нагноительных осложнений ран от живых возбудителей и предложил систему профилактических мер. И.Земмельвейс установил, что причина родильной горячки кроется в переносе заразного начала инструментами и руками медиков, ввел дезинфекцию и добился резкого сокращения смертности рожениц.

Важный этап развития медицины начинается с работ францусского исследователя Л.Пастера (1822-1895), который установил микробную природу заразных болезней.

Основываясь на его исследованиях, английский хирург Дж.Листер (1827-1912) предложил антисептический метод лечения ран, применение которого позволило резко снизить число осложнений при ранениях и оперативных вмешательствах. Открытия немецкого микробиолога Р.Коха (1843-1910) и его школы привели к распространению ряда методов стерилизации, дезинфекции и асептики - совокупности мер, направленных на предупреждение попадания микробов в рану и заключающихся в обеззараживании всего, что соприкасается с раной или временно вводится в организм во время операции.

Микробиология и эпидемиология привели к открытию многочисленных возбудителей и переносчиков болезней и получили в разных странах столь высокое развитие, что вторая половина XIX столетия вошла в историю медицины как «бактериологическая эра», открывшая роль микроорганизмов в патологии человека.

Однако увлечение бактериологией имело теневую сторону, что проявилось в монокаулизме - резкому переоцениванию роли бактериальных возбудителей болезней.

Многие гигиенисты резко выступали против недооценки роли условий среды, в том числе и социальной. С творчеством И.И.Мечникова связаны переход к изучению роли самого организма в инфекционном процессе и выяснение причин невосприимчивости к заболеванию. Им разработано учение об иммунитете - невосприимчивости организма к возбудителям болезней, основную роль в котором он придавал фогоцитозу - активному захвату и поглощению живых и неживых частиц особыми клетками (фогоцитами) многоклеточных животных.

Успехи естествознания позволили создать научные основы санитарной гигиены и перейти от общих описаний к точному количественному и качественному изучению влияния различных факторов внешней среды на здоровье человека. Немецкие врачи Э.Нейман, Р.Вирхов и Р.Лейбушер выдвинули идею медицины как социальной науки, англичане С.Смит, Дж.Саймон и Э.Гринхау провели санитарные обследования условий труда, быта и питания рабочих и обосновали необходимость законов об общественном здравоохранении. К.Маркс и Ф.Энгельс использовали материалы санитарных исследований для критики капитализма и обоснования заключений о губительном влиянии капиталистической эксплуатации на здоровье пролетариата.

На рубеже XIX и XX столетий под влиянием быстро развивающихся естественных наук и технического прогресса обогащались и совершенствовались диагностика и лечение. Открытие рентгеновских лучей (1895-97) положило начало



Hosted by uCoz