![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 | |
многие формы опухолей и других заболеваний. Однако Вирхов и его последователи не удержались от универсализации открытых ими закономерностей. В результате вся патология была сведена к патологии клеток. Многие современники Р.Вирхова не только не приняли эту теорию, но подвергли основные ее принципы критике, признали ограниченным анатомо-лока-листическое мышление в то время, когда оно еще казалось незыблемым, противопоставляя ему синтетическое (комплексное) мышление. Этому способствовали успехи эволюционной теории (дарвинизма). Признание родства человека с животными привело к тому, что врачи стали шире применять эксперимент на животных для уяснения закономерностей жизни человека в условиях здоровья и болезней. К.Бернар в середине XIX в. работал над созданием экспериментальной медицины и заложил основы экспериментальной фармакологии и токсикологии. Еще в первой половине XIX в. в России были заложены теоретические и экспериментальные основы развития физиологического направления, но особый расцвет его приходится на вторую половину этого столетия. Книга И.М.Сеченова (1863) «Рефлексы головного мозга» оказала решающее влияние на формирование материалистического мировоззрения русских физиологов и врачей. Наиболее полно и последовательно физиологическое направление и идеи нервизма были использованы в клинической медицине С.П.Боткиным, в свой очередь оказавшим глубокое влияние на И.П.Павлова. Принципы материалистической физиологии нашли отражение в нормальной физиологии, а затем и нейрофизиологии. Процесс дифференциации медицинских знаний сопровождался формированием интегрирующей дисциплины - общей патологии, изучающей закономерности и развития патологических процессов. Илья Ильич Мечников (1845-1916) обосновал представление о воспалении как форме приспособительской реакции живой ткани на раздражение, разработал основы сравнительной патологии и положил начало общебиологическому направлению в медицине. Многие русские врачи следовали не органопатологии, а антропопатологии, под которой подразумевали познание всего болеющего человека как единого целого. Врачи стали говорить не только о диагнозе болезни, но и о диагнозе больного. Возникла индивидуализированная терапия - «лечение больного». Современник С.П.Боткина Г.А.Захарьин довел до совершенства метод опроса (анамнез), суть которого заключалась в тщательном изучении условий труда и быта больных с целью установления причин болезней, путей их профилактики и «постижения связи всех явлений данного болезненного случая». А.А.Остроумов вслед за Захарьиным пропагандировал профилактику как важное направление врачебной деятельности. Он и многие другие полагали, что экспериментальный метод способен «заменить авторитет научным критерием». В середине и особенно во второй половине XIX в. от терапии отпочковываются новые отрасли, прежде всего педиатрия - терапия детского организма. До второй половины XIX в. представления о причинах заразных болезней носили гипотетический характер. В XVIII в. Д.С.Самойлович обосновал представление о контагиозном характере чумы и разработал начала ее эпидемиологии. Е.О.Мухин, М.Я.Мудров, а особенно И.Е.Дядьковский правильно трактовали причины распространения холеры. Поиски не только эффективного, но и безопас | ного метода предупреждения заболеваний оспой привели Э.Дженнера в 1796 г. к открытию и применению первой вакцины, что позволило в дальнейшем радикально бороться с этим заболеванием путем оспопрививания. В XIX в. Н.И.Пирогов предположил зависимость нагноительных осложнений ран от живых возбудителей и предложил систему профилактических мер. И.Земмельвейс установил, что причина родильной горячки кроется в переносе заразного начала инструментами и руками медиков, ввел дезинфекцию и добился резкого сокращения смертности рожениц. Важный этап развития медицины начинается с работ францусского исследователя Л.Пастера (1822-1895), который установил микробную природу заразных болезней. Основываясь на его исследованиях, английский хирург Дж.Листер (1827-1912) предложил антисептический метод лечения ран, применение которого позволило резко снизить число осложнений при ранениях и оперативных вмешательствах. Открытия немецкого микробиолога Р.Коха (1843-1910) и его школы привели к распространению ряда методов стерилизации, дезинфекции и асептики - совокупности мер, направленных на предупреждение попадания микробов в рану и заключающихся в обеззараживании всего, что соприкасается с раной или временно вводится в организм во время операции. Микробиология и эпидемиология привели к открытию многочисленных возбудителей и переносчиков болезней и получили в разных странах столь высокое развитие, что вторая половина XIX столетия вошла в историю медицины как «бактериологическая эра», открывшая роль микроорганизмов в патологии человека. Однако увлечение бактериологией имело теневую сторону, что проявилось в монокаулизме - резкому переоцениванию роли бактериальных возбудителей болезней. Многие гигиенисты резко выступали против недооценки роли условий среды, в том числе и социальной. С творчеством И.И.Мечникова связаны переход к изучению роли самого организма в инфекционном процессе и выяснение причин невосприимчивости к заболеванию. Им разработано учение об иммунитете - невосприимчивости организма к возбудителям болезней, основную роль в котором он придавал фогоцитозу - активному захвату и поглощению живых и неживых частиц особыми клетками (фогоцитами) многоклеточных животных. Успехи естествознания позволили создать научные основы санитарной гигиены и перейти от общих описаний к точному количественному и качественному изучению влияния различных факторов внешней среды на здоровье человека. Немецкие врачи Э.Нейман, Р.Вирхов и Р.Лейбушер выдвинули идею медицины как социальной науки, англичане С.Смит, Дж.Саймон и Э.Гринхау провели санитарные обследования условий труда, быта и питания рабочих и обосновали необходимость законов об общественном здравоохранении. К.Маркс и Ф.Энгельс использовали материалы санитарных исследований для критики капитализма и обоснования заключений о губительном влиянии капиталистической эксплуатации на здоровье пролетариата. На рубеже XIX и XX столетий под влиянием быстро развивающихся естественных наук и технического прогресса обогащались и совершенствовались диагностика и лечение. Открытие рентгеновских лучей (1895-97) положило начало |