Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 256   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256 257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

Раймонд Лулл - философ, писатель, автор 300 сочинений, разработчик первой логической машины - при жизни пользовался репутацией искуснейшего алхимика, достигшего при ее помощи всего, что она может дать. Увлекшись миссионерством, он погиб в Северной Африке в 80-летнем возрасте. Лулл утверждал, что с помощью философского камня можно превратить любое количество ртути в золото.

«Возьми кусочек этого дрогоценного медикамента величиной с боб. Брось его на тысячу унций ртути - последняя превратится в красный порошок. Прибавь унцию этого порошка к тысяче унций ртути - и она также превратится в красный порошок. Если из этого порошка взять одну унцию и бросить на тысячу унций ртути - все превратится в медикамент. Брось унцию этого медикамента на новую тысячу унций ртути - и она превратится в золото, которое лучше рудничного» (более чистый изотопный состав, меньше примесей? - В.А.).

«Заметь очень хорошо,- писал Лулл,- материал камня философов дешев. Его находят повсюду».

Главой алхимиков XV в. был монах- бенедиктинец Василий Валентин, который был в то же время последним ученым чисто алхимического направления. Уже Парацельса (1493-1541) нельзя считать типическим алхимиком, так как он утверждал, что истинная цель науки делать лекарства, а не отыскивать способы делать золото.

В это время алхимики встречали широкую поддержку среди королей и других влиятельных особ, всегда крайне нуждавшихся в золоте. В XV, XVI и XVII столетиях многие коронованные особы сами занимались алхимией, например, английские короли, а в особенности, Георг VI, в правление которого, блогодаря стараниям многочисленных делателей золота, страна была наводнена фальшивым золотом и фальшивой монетой. Металл, игравший роль золота в этом случае, возможно, был медной амальгамой. Подобным же образом около этого времени действовал и Карл VII во Франции в сообществе с известным Жаком ле Каром.

Даже женщины, как, например, императрица Варвара, вдова императора Си-гизмунда, стоят в списках адептов. Император Рудольф II (1576-1612) был меценатом странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центральный пункт алхимической науки того времени. Любимцы императора называли его германским Гермесом Трисмегистом, и его пример нашел подражание при соседнем саксонском дворе. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская производили опыты - он сам в своем дрезденском «Золотом дворце», а супруга - в роскошно устроенной лаборатории на своей даче в Аннабурге. Дрезден долго оставался столицей государств, покровительствующих алхимии, которая в особенности служила предметом ревностного изучения в то время, когда соперничество за польскую корону требовало значительного расхода денежных средств.

К сожалению, в алхимии подвизалось немало жуликов, и именно эту, ненастоящую, алхимию - алхимию шарлатанов и мошенников мы и знаем.

С XVII в. в рядах алхимиков наблюдается раскол: от ученых, еще не вполне расставшихся с несбыточными алхимическими мечтаниями, отделяется многочисленная группа странствующих авантюристов, жертвой обмана которых становилось знать, влиятельные князья, короли. Многие коронованные особы под их влиянием ревностно занимались алхимией.

Алхимия просуществовала до 1819 г., когда распалось последнее «Герметическое общество» алхимиков, основанное в Вестфалии в 1790 г. Но и позже, в 1837 году один тюрингский алхимик представил Веймарскому промышленному обществу тинктуру, способную якобы обращать металлы.

На этом фактически окончились многострадальные и бесплодные попытки алхимиков делать золото.

Впрочем, бесплодных ли? Могло ли долго просуществовать учение, если бы оно время от времени не подкреплялось вполне конкретными достижениями?

Идеологически конец алхимии положил А.Лавуазье, показавший, что химическими реакциями невозможно преобразовать одни элементы в другие. С выяснением понятия о простых телах и элементах вопрос о превращаемости металлов с помощью философского камня был окончательно сдан в архив.

Окончательно ли?

12.1.2. Иатрохимия - химия медицины

Истинные ученые алхимики подготовили своими трудами научную основу для превращения алхимии в точную науку - химию.

Уже Роджер Бэкон отступил от схоластической рутины, при которой знания получались не опытами, как этого требовал Аристотель, а спорами и доводами, основанными на искаженных переводах работ известных греческих философов. Бэкон посвятил себя изучению древних языков и опытным исследованиям. Получив в 1250 г. в Париже степень доктора философии, он вернулся в Оксфорд и вступил во францисканский орден. Для нас представляет интерес его сочинение «Opus Tertium», в первой части которого говорится о причинах ошибок, которыми являются авторитет, привычка, мнения необразованного большинства и смешение полного невежества с кажущимися знаниями или претензией на знание. Последнее заблуждение самое опасное и является, в некотором отношении, причиной других заблуждений. Эта работа была предшественницей более известной теории об идеалах Френсиса Бэкона (1561-1626) - английского философа, родоначальника английского материализма.

В четвертой части того же сочинения говорится о двух методах исследований: один - путем доводов, другой - опытами. Чистые доводы никогда не бывают достаточны, они могут решить вопрос, но не дают уверенности уму, который убеждается только немедленной проверкой и исследованием факта, а это достигается только опытом. Опытные науки, говорит Роджер Бэкон, имеют три преимущества перед другими науками: они проверяют свои заключения прямым опытом; они открывают истины, до которых никогда не могли бы дойти; они доискиваются тайн природы и знакомят с прошедшим и будущим.

Эти работы способствовали переходу истинных ученых - алхимиков к опыту, накоплению фактов, в процессе которых был открыт ряд веществ и методов, использованных впоследствии химией.

Василий Валентино (Валентинус Базилиус) - знаменитейший алхимик XV столетия, монах - бенедиктинец, в своих сочинениях обнаруживает необыкновенно



Hosted by uCoz