Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 14   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

позволяла выводить одну науку из другой. Поэтому физику (как учение о теплоте) называли механикой молекул, химию - физикой атомов, а биологию - химией белков или белковых тел. Такое сведение «высшего» к «низшему» получило название «редукционизма».

Однако дело оказалось не только в удобной классификации наук. С точки зрения выяснения устройств старших материальных образований из младших дело сводилось к тому, что каждое старшее образование оказывалось комбинацией соответствующих младших образований, например, молекула, свойства которой изучалось химией, оказывалась комбинацией атомов, свойства которых изучались физикой. Клетка живого организма, изучаемого биологией, оказалась комбинацией молекул веществ, изучаемых химией, а процессы жизнедеятельности организмов, изучаемых физиологией как части биологии, оказались набором химических процессов.

На этом пути оказалось возможным разобраться хотя бы в строении высших форм иерархии путем привлечения младших форм как их элементарных «кирпичиков». Правда, скоро выяснилось, что система отличается от груды «кирпичиков», но и это противоречие было преодолено. Таким образом, принципиальная методология естествознания была найдена еще в XIX столетии.

Одновременно с этим шло сокращение числа так называемых несводимых сущностей. Теории флогистона и теплорода потерпели поражение, когда выяснилось, что теплота - это все то же механическое движение молекул. Звук оказался не потоком «фононов», а механическими колебаниями упругой среды.

Признание непрерывности причинно-следственных цепей событий подразумевает, вообще говоря, единый внутренний механизм у всех элементарных явлений и взаимодействий, во всяком случае, не исключает такого механизма. Интересно отметить, что история показывает, как, несмотря на возрастающее число разнообразных явлений и, казалось бы, возрастающую возможность размножения вариантов механизмов явлений, на самом деле в процессе развития естествознания, по крайней мере, последние два века шел процесс сокращения числа этих вариантов.

Так, например, в 1822 г. Фурье пришел к выводу, что «...какими бы всеобъемлющими ни были механические теории, они никак не применимы к тепловым эффектам. Тепло принадлежит к особому разряду явлений, которые не могут быть объяснены законами движения и равновесия». А уже в 1868 г. Больцман показал, что тепловое движение есть разновидность механического движения.

Этот процесс сокращения числа разновидностей взаимодействий продолжается. В настоящее время оно сведено к четырем: ядерному сильному, ядерному слабому, электромагнитному и гравитационному. Однако признание замкнутости причинно-следственных цепей всех событий приводит к выводу, что в основе этих четырех взаимодействий должен иметь место единый процесс и что этот процесс - механический. И не должно возникать никаких сомнений в принципиальной познаваемости этих процессов.

С точки зрения методологии естествознание прошло три стадии своего развития и вступает в четвертую.

На первой стадии формировались представления об окружающем мире как о чем-то целом и появилась натурфилософия - философия природы, превратив-

шаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII-XV столетиям начатками естественных наук.

Вторая аналитическая стадия, начало которой может быть отнесено к XV -

XVI вв., характеризуется выделением частностей и разделением наук. Это привело к созданию ряда частных наук - физики (включая механику и астрономию), химии, биологии (включая медицину) и некоторых других, еще более частных.

Особенностью этой стадии явилось преобладание эмпирических (опытных) знаний над теоретическими. Это было закономерно, поскольку сначала надо накопить факты, а уж затем объяснять и обобщать. На этой стадии основным являлось изучение предметов, а не процессов. И еще важной особенностью являлось то, что сама природа рассматривалась как неизменная, не изменяющаяся.

Третья синтетическая стадия может быть отнесена к середине XIX - началу XX столетий, связана с попытками воссоздания целостной картины природы на основе ранее познанных частностей. Особенностью этой стадии явилось то, что накопленные многочисленные разрозненные знания нужно было обобщить и систематизировать. В отдельных областях науки это было сделано, например, в биологии (Дарвинизм) и химии (на основе Периодической системы элементов). Но обобщить всю природу не удавалось, во-первых, потому, что на уровне микромира не было накоплено необходимого объема знаний, а во-вторых, потому, что были допущены принципиальные методологические ошибки в ведущей области естествознания - в теоретической физике.

Ошибки заключались в принципиальном отказе от попыток выяснения физической сути внутренних механизмов явлений, предпочтении феноменологии перед динамическими методами исследований, узаконивании постулативного метода и замене физических представлений абстрактной математикой. Принципиальной ошибкой явилось также необоснованное исключение из физики эфира - среды, заполняющей все мировое пространство, являющейся строительным материалом для всех видов организованной материи, движения которой составляют сущность всех процессов взаимодействий материальных образований.

Четвертая интеграционная стадия только наступает. Она должна на новом этапе обосновать принципиальную целостность естествознания путем выявления тех внутренних механизмов, которые лежат в основе всех природных явлений.

1.2. Физика как основа естествознания

В развитии естествознания физика всегда играла основополагающую роль. Это связано с тем, что, во-первых, все области естествознания опираются на общие физические законы природы, а во-вторых, все явления природы имеют внутренние механизмы, познать которые можно только понимая их физическую сущность.

Само слово «физика» происходит от греческого «physis» - «природа». Именно так называлось одно из сочинений древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384-322 до н.э.), ученика Платона и учителя Александра Македонского. Аристотель писал: «Наука о природе изучает преимущественно тела и величины, их свойства и виды движения, а кроме того, начала такого рода бытия».



Hosted by uCoz