![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 | |
Глава 14. МВДИЦИНА «Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Чисто и непорочно буду я проводить в жизнь свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного и буду далек от всего намеренного, неправедного и пагубного». Гиппократ. Клятва врача 14.1. Краткая история медицины Медицина (от лат. medicina - лечебный) - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни. Состояние медицины всегда определялось степенью развития общества, социально-экономическим строем, достижениями естествознания и техники, общим уровнем культуры. В медицине более, чем в какой-либо другой области естествознания, на протяжении многих веков шла ожесточенная борьба концепций. Это было вызвано исключительной важностью практических приложений медицины и ее методологии, непосредственно зависящей от той или иной системы взглядов на сущность болезней и недугов людей. Медицина как комплекс научных дисциплин состоит из трех групп: медикобиологической, клинической и гигиенической. Зачатки врачевания и гигиенических знаний родились из наблюдения и опыта на самых ранних стадиях существования человека и закрепились в обычаях и приемах лечения и защиты от болезней, составляющих народную медицину и гигиену. Значительную роль среди предупредительных и лечебных мер играло использование сил природы - солнце, воздух и вода. Первоначально болезни рассматривались как внешние и враждебные человеку живые существа (злые духи, бесы), проникающие в тело и вызывающие болезненное состояние. Исцеление пытались производить с помощью магических заклинаний, зоговоров и молитв. Развивались знахарство и шаманство, возникла жреческая храмовая медицина. Однако уже тогда в древних государствах были регламентированы условия деятельности врачей вплоть до размеров гонораров за лечение и установления различных степеней ответственности за нанесение ущерба больному. Врачи и жрецы наряду с мистическими формами врачевания использовали рациональные приемы лечения и целебные свойства природной медицины. Применялись и хирургические методы. Важное место отводилось предупреждению болезней («Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя»), из чего следовали многие предписания гигиенического характера о режиме питания, о семейной жизни, об | отношении к беременным женщинам и кормящим матерям и т.п. Медицина Древней Греции использовала накопленные древневосточными народами сведения. Тенденция к дифференциации знаний нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей Гигиеи - охранительницы здоровья (отсюда - гигиена) и Панакии - покровительницы лечебного дела (отсюда - панацея). Подготовка врачей проходила по типу ремесленного ученичества. Различались врачи домашние (у знати) и странствующие, обслуживающие торговцев и ремесленников. Были и общественные врачи для безвозмездного лечения бедных граждан и проведения мер против эпидемий. Раньше других сложилась Кротонская школа, представитель которой Алкме-он Кротонский (конец VI - начало V вв.) разработал учение о патогенезе - механизме возникновения, развития и проявления болезней, основанном на представлении об организме как о единстве противоположностей: здоровье - гармония, болезнь -дисгармония тела и его свойств. Принцип лечения в этой школе - «противоположное лечи противоположным» - лег в основу терапевтических воззрений последующих школ. Это учение получило развитие в Книдской школе, разработавшей учение, согласно которому сущность болезней заключается в расстройстве правильного смешения жидкостей организма. Наиболее четко оно сформулировано Гиппократом (460-377 до н.э.), выдающимся древнегреческим врачом, реформатором античной медицины. Заслугой Гиппократа было освобождение медицины от влияния жрецов и определение пути ее самостоятельного развития. Гиппократ учил, что лечить надо не болезнь, а больного, принимая во внимание индивидуальные особенности организма и окружающую среду (климат, состояние воды, почвы, образ жизни, законы страны и пр.). Гиппократ явился родоначальником медицинской географии. Он различал 4 типа людей - сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Он отрицал божественное происхождение болезней и выдвинул 4 принципа лечения: приносить пользу и не вредить, противоположное лечить противоположным, помогать природе и, соблюдая осторожность, щадить больного. Он обосновал индивидуальный подход к диагностике и лечению больного. Гиппократ известен и как выдающийся хирург. Ему приписывают текст «Клятвы Гиппократа», сжато формулирующей моральные нормы поведения врача (хотя первоначальный текст клятвы существовал еще в Египте). Гиппократа называют «отцом медицины». Успешную попытку заложить фундамент науки о строении и функциях человеческого тела предприняли за три столетия до н.э. александрийские врачи Герофил, а затем Эрасистрат, которые привели первые экспериментальные доказательства, что мозг - орган мышления, установили различия между чувствительными и двигательными нервами, описали оболочки извилин и желудочки мозга. Исключительное влияние на развитие медицины оказал уроженец Малой Азии врач Пергама и Древнего Рима К.Гален. Во II в. н.э. он обобщил сведения по анатомии, физиологии, патологии, фармакологии, терапии, акушерству, гигиене, в каждую область внес много нового и попытался построить научную систему врачебного искусства. Гален впервые ввел эксперимент на животных с целью систематического изучения связей между строением и функциями органов. Он показал, что знание |