Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 318   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318 319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

Глава 14. МВДИЦИНА

«Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Чисто и непорочно буду я проводить в жизнь свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного и буду далек от всего намеренного, неправедного и пагубного».

Гиппократ. Клятва врача

14.1. Краткая история медицины

Медицина (от лат. medicina - лечебный) - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни.

Состояние медицины всегда определялось степенью развития общества, социально-экономическим строем, достижениями естествознания и техники, общим уровнем культуры. В медицине более, чем в какой-либо другой области естествознания, на протяжении многих веков шла ожесточенная борьба концепций. Это было вызвано исключительной важностью практических приложений медицины и ее методологии, непосредственно зависящей от той или иной системы взглядов на сущность болезней и недугов людей.

Медицина как комплекс научных дисциплин состоит из трех групп: медикобиологической, клинической и гигиенической.

Зачатки врачевания и гигиенических знаний родились из наблюдения и опыта на самых ранних стадиях существования человека и закрепились в обычаях и приемах лечения и защиты от болезней, составляющих народную медицину и гигиену. Значительную роль среди предупредительных и лечебных мер играло использование сил природы - солнце, воздух и вода.

Первоначально болезни рассматривались как внешние и враждебные человеку живые существа (злые духи, бесы), проникающие в тело и вызывающие болезненное состояние.

Исцеление пытались производить с помощью магических заклинаний, зоговоров и молитв. Развивались знахарство и шаманство, возникла жреческая храмовая медицина. Однако уже тогда в древних государствах были регламентированы условия деятельности врачей вплоть до размеров гонораров за лечение и установления различных степеней ответственности за нанесение ущерба больному.

Врачи и жрецы наряду с мистическими формами врачевания использовали рациональные приемы лечения и целебные свойства природной медицины. Применялись и хирургические методы. Важное место отводилось предупреждению болезней («Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя»), из чего следовали многие предписания гигиенического характера о режиме питания, о семейной жизни, об

отношении к беременным женщинам и кормящим матерям и т.п. Медицина Древней Греции использовала накопленные древневосточными народами сведения. Тенденция к дифференциации знаний нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей Гигиеи - охранительницы здоровья (отсюда - гигиена) и Панакии - покровительницы лечебного дела (отсюда - панацея). Подготовка врачей проходила по типу ремесленного ученичества. Различались врачи домашние (у знати) и странствующие, обслуживающие торговцев и ремесленников. Были и общественные врачи для безвозмездного лечения бедных граждан и проведения мер против эпидемий.

Раньше других сложилась Кротонская школа, представитель которой Алкме-он Кротонский (конец VI - начало V вв.) разработал учение о патогенезе - механизме возникновения, развития и проявления болезней, основанном на представлении об организме как о единстве противоположностей: здоровье - гармония, болезнь -дисгармония тела и его свойств. Принцип лечения в этой школе - «противоположное лечи противоположным» - лег в основу терапевтических воззрений последующих школ.

Это учение получило развитие в Книдской школе, разработавшей учение, согласно которому сущность болезней заключается в расстройстве правильного смешения жидкостей организма. Наиболее четко оно сформулировано Гиппократом (460-377 до н.э.), выдающимся древнегреческим врачом, реформатором античной медицины.

Заслугой Гиппократа было освобождение медицины от влияния жрецов и определение пути ее самостоятельного развития. Гиппократ учил, что лечить надо не болезнь, а больного, принимая во внимание индивидуальные особенности организма и окружающую среду (климат, состояние воды, почвы, образ жизни, законы страны и пр.). Гиппократ явился родоначальником медицинской географии. Он различал 4 типа людей - сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Он отрицал божественное происхождение болезней и выдвинул 4 принципа лечения: приносить пользу и не вредить, противоположное лечить противоположным, помогать природе и, соблюдая осторожность, щадить больного. Он обосновал индивидуальный подход к диагностике и лечению больного. Гиппократ известен и как выдающийся хирург. Ему приписывают текст «Клятвы Гиппократа», сжато формулирующей моральные нормы поведения врача (хотя первоначальный текст клятвы существовал еще в Египте). Гиппократа называют «отцом медицины».

Успешную попытку заложить фундамент науки о строении и функциях человеческого тела предприняли за три столетия до н.э. александрийские врачи Герофил, а затем Эрасистрат, которые привели первые экспериментальные доказательства, что мозг - орган мышления, установили различия между чувствительными и двигательными нервами, описали оболочки извилин и желудочки мозга.

Исключительное влияние на развитие медицины оказал уроженец Малой Азии врач Пергама и Древнего Рима К.Гален. Во II в. н.э. он обобщил сведения по анатомии, физиологии, патологии, фармакологии, терапии, акушерству, гигиене, в каждую область внес много нового и попытался построить научную систему врачебного искусства. Гален впервые ввел эксперимент на животных с целью систематического изучения связей между строением и функциями органов. Он показал, что знание



Hosted by uCoz