Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 76   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76 77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

Но не все опытные данные укладывались в гипотезу Франклина. Поэтому в 1759 г. англичанин Роберт Симмер пришел к мысли, что тела в обычном состоянии содержат два рода электричества в равных количествах, нейтрализующие друг друга, они создают две силы, тоже нейтрализующие друг друга. Как они устроены -не играет роли.

Эти две теории долгое время конкурировали. Франклин пытался обосновать теорию материальными представлениями, для него электричество - форма материи. Симмер отвергал это, избегая гипотез о природе электричества. Но оказалось в дальнейшем, что именно электрические частички Франклина и начали историю электричества.

Опыты не давали информации о физических свойствах электрического флюида. Исследователи наблюдали лишь его силовые действия, которые и были подвергнуты тщательному изучению.

В XVIII в. господствовало убеждение в том, что все физические явления можно свести к механическому взаимодействию частиц материи. Нужно лишь знание законов такого взаимодействия. Примером служила механика Ньютона. Естественно, что физики искали аналогичный закон для взаимодействия частиц электрических флюидов.

Первый шаг к нахождению такого закона сделал Франц Эпинус (1724-1802), астроном и член Академии наук в Берлине, в возрасте 32 лет приглашенный в Россию, где он прожил 45 лет до самой смерти. Основная идея, которую развивал Эпинус, заключалась в том, что поскольку электричество и магнетизм обнаруживают полное сходство, то должен существовать кроме электрического еще и магнитный флюид, и их частицы должны взаимодействовать между собой с силами, обратно пропорциональными квадрату расстояния. Однако он не нашел этому экспериментального подтверждения.

Успеха достиг француз Шарль Кулон (1736-1806). Именно он изобрел крутильные весы, с помощью которых измерил силу взаимодействия электрических зарядов и вывел важнейший закон природы о притяжении электрических зарядов друг к другу.

Зная закон, можно уже было строить математическую теорию электричества, не задумываясь над тем, что представляет собой неощутимый агент, обусловливающий наблюдаемые явления. Постепенно создалась ситуация, следующим образом обрисованная позже Дж.Дж.Томсоном:

«Физики и математики, которые больше всего сделали для развития теории электрических жидкостей, занимались вопросами, связанными только с законами действия сил между наэлектризованными телами... Понятию же о самих электрических жидкостях они придавали все более и более абстрактный характер, так что, в конце концов всякое упоминание об их физических свойствах стало казаться почти что неделикатным».

Однако дальнейшее развитие событий вынудило физику поставить и решить этот «неделикатный» вопрос.

Представление об изолированности электрического флюида от весомой материи держалось вплоть до начала XIX в. Дальнейшие исследования вскрыли неожиданные и глубокие связи электричества с веществом.

3.1. Краткая история становления электромагнетизма

77

В 1800 г. Александро Вольта (1745-1827) в Италии открывает источник постоянного электрического тока - вольтов столб. В следующем году Никольсон и Кардейль в Англии с помощью вольтова столба производят химическую реакцию разложения воды. Затем английский химик и физик Гемфри Дэви производит электролиз солей и щелочей. С помощью тока ему удалось разложить химические соединения на их составные части. С другой стороны, исследования вольтова столба показали, что ток порождается химическими реакциями. Эти открытия резонировали с бурным развитием химической атомистики.

В 1800 г. Дэви высказывает мысль о том, что химические и электрические силы имеют общую природу, химическое сродство является следствием электрического притяжения частиц вещества. Эта идея послужила плодотворным началом для шведского химика Й.Берцеллиуса, сформулировавшего величайшую из гипотез - гипотезу электрически заряженного атома. Согласно Берцеллиусу, атомы всех веществ заряжены положительным и отрицательным электричеством, они имеют соответствующие полюсы, а образование химических соединений является результатом действия электричества.

Гипотеза электрически заряженного атома была в большом ходу у химиков, однако физики долгое время к ней не обращались. Положение дел изменили исследования Фарадея, сыгравшие особо важную роль в истории электрона.

Майкл Фарадей (1791-1867), английский физик, химик и физико-химик показал, что электрический ток определенной величины, протекающий последовательно через различные растворы одновалентных элементов, отлагает на электродах весовые количества этих веществ, в точности пропорциональные их атомным весам. Отсюда берет начало мысль о том, что одно и то же количество электричества связывается в процессе электролиза с одним атомом каждого вещества. При исследованиях электрохимического разложения Фарадей опирался на представление об атоме как частице вещества, имеющей электрические полюсы. Полярные частицы способны разлагаться под действием электрического тока: появляются катионы и анионы.

В 1820 г. датский физик Ханс Кристиан Эрстед (1777-1851) установил связь между электрическими и магнитными явлениями, сообщение об этих опытах вызвало большое число исследований, которые в итоге привели к созданию электродинамики и электротехники.

Францусский физик Андре Мари Ампер (1775-1836) продолжил эксперименты и разработал теорию электродинамических взаимодействий электрических токов. В 1825 г. он опубликовал результаты исследований и показал, что силы взаимодействия элементов токов убывают обратно пропорционально квадрату расстояния. В физику вошел закон Ампера. По гипотезе Ампера в молекулах вещества циркулируют электрические токи. Электричество и магнетизм объединялись в работе Ампера единым механизмом.

Но в 1831 г. Фарадей открыл закон электромагнитной индукции. Далее он установил, что распространение электрических и магнитных сил существенно зависит от свойств среды, в которой они распространяются. И наконец, линии сил искривляются, силы не распространяются по прямым, как этого требовала электродинамика Ампера.



Hosted by uCoz