Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 128   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128 129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

лишь отдельные ее отголоски. Астрономические знания Древнего Китая состояли в определении времени и положения среди звезд точек равно действий и солнцестояний и наклонения эклиптики к экватору. В I в. до н.э. уже были известны точные синодические (относительно звезд) периоды движения планет. В Индии была составлена система летосчисления, в которой большую роль играло движение Юпитера. В Древнем Египте по наблюдениям звезд определяли периоды весенних разливов Нила, обусловливающих сроки земледельческих работ; в Аравии, где из-за дневной жары многие работы совершались по ночам, существенную роль играли наблюдения фаз Луны. У многих народов, в частности в странах ислама, с периодичностью небесных явлений, главным образом, фазами Луны был связан религиозный культ.

Весьма точные астрономические наблюдения за планетами производились и передавались последующим поколениям уже в самой глубокой древности. Блогодаря этому египтяне за 28 веков до н.э. определили продолжительность года в 365 1/4 суток. Период чередования лунных фаз был известен с точностью до нескольких минут. Период повторяемости солнечных затмений, составляющий 18 лет 10 дней и названный саросом, был известен уже в VI в. до н.э. Все эти сведения были получены на основе многовековых наблюдений учеными древнего Китая, Египта, Индии и Греции.

Звезды, как бы прикрепленные к небу, считались неподвижными. Но уже в незапамятные времена стали известны 7 подвижных светил: Солнце, Луна и 5 планет, которым были присвоены имена римских божеств - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. В их честь были установлены 7 дней недели, названия которых в ряде языков до сих пор отражают это. Проследить движение по звездному, небу Луны и планет было нетрудно, т.к. они видны ночью на фоне окружающих звезд. Установить такое движение Солнца помогли наблюдения ярких звезд, которые появлялись перед восходом Солнца на фоне утренней зари (т.н. гелиактические восходы). Путь Солнца пролегал по наклонному к экватору большому кругу небесной сферы, названному эклиптикой, с годичным периодом. Расположенные вдоль этого круга небесные созвездия получили название зодиакальных (от греч. zoon - животное), т.к. многие из них имеют имена живых существ (Овен, Телец, Рак, Лев и др.). У большинства народов таких созвездий было 12. Луна и планеты также движутся по зодиакальным созвездиям, хотя и могут отходить от эклиптики на несколько угловых градусов в обе стороны.

Наиболее развитые представления о Вселенной, космосе и его законах сформировались в период расцвета государств Древней Греции, где были созданы условия для систематических научных исследований. В еще нерасчлененной стихий-но-диалектической науке (философии) древних греков учения о бесконечности Вселенной и бесконечности миров, о вечности Вселенной, о движении Земли вокруг Солнца противостояли господствовавшему тогда учению о пространственной ограниченности материальной Вселенной, основанному на геоцентрической системе мира. Именно противостояние двух концепций устройства мира - гелио- и геоцентрической - ознаменовало период развития древней науки и философии и определило направление исследований в области космологии до того момента, пока столь естественная и понятная нам гелиоцентрическая система не победила в долгой

и упорной борьбе длительностью в тысячелетия, и здесь главенствующую роль сыграло развитие научных методов познания, основанных на опыте и эксперименте.

В своих сочинениях Птолемей отмечал, что «некоторые философы выдвигают систему, достойную, по их мнению, большего доверия, и склоняются к мысли, что можно без противоречия считать небосвод неподвижным, а Земле приписать вращение с Запада на Восток», но сам пытается примитивными доводами это опровергнуть.

Кто были те философы, которые высказывались о вращении Земли, Птолемей не указывает. Однако можно с большой уверенностью предполагать, что эти высказывания принадлежали представителям пифогорейских школ в Южной Италии между V и III вв. до н.э. Учение Гераклида Понтийского признавало суточное вращение Земли и вводило первые гелиоцентрические представления в свой «систему мира». Ему приписывают слова, что «Земля некоторым образом движется, а Солнце покоится». Аристарх Самосский «принял допущение, что звездная сфера и Солнце неподвижны, но что Земля обращается по окружности, центром которой служит Солнце» - пишет Архимед в своем знаменитом сочинении «Исчисление песчинок». При этом центр звездной сферы не совпадает с центром Солнца, а земная орбита исчезающе мала по сравнению с расстоянием до звезд. Построения Аристарха представляют собой высшее достижение древней гелиоцентрической доктрины.

После общих идей о развитии небесных тел, высказанных еще греческими философами IV—I вв. до н.э. - Левкиппом, Демокритом, Лукрецием, наступил многовековой период господства теологии.

В то время как движение Солнца и Луны всегда происходит в одном направлении - с запада на восток (прямое движение), движение планет гораздо сложнее и временами совершается в обратном направлении (попятное движение). Причудливое движение планет, не укладывающееся в простую схему, это, казалось, говорило о существовании у них личной воли и способствовало их обожествлению древними. В IV в. до н.э. Евдокс Книдский, предшественник Аристотеля, создал теорию геоцентристских сфер (дошедшую до нас лишь в пересказе Аристотеля), согласно которой планета прикреплена к поверхности полой сферы, равномерно вращающейся внутри другой сферы, тоже вращающейся вокруг оси, не совпадающей с осью вращения первой сферы. В центре этих сфер находится Земля. Для представления сложного движения некоторых планет потребовалось несколько концентрических сфер, общее число которых было доведено учеником Евдокса Калиппом до 55.

Учение о геоцентрической системе мира состояло в том, что Земля занимает совершенно исключительное положение во Вселенной, являясь в ней тем единственным неподвижным телом, вокруг которого вращается вся небесная сфера и происходят обращения Луны, Солнца и планет. С этой системой, основанной на первобытных представлениях о незыблемости Земли в пространстве и на фантастических представлениях религий Древнего Востока и классической древности, находились в соответствии установки древней философии и древней науки. Так в одном из диалогов Платона («Федон») Сскрат говорит, что по имеющимся учениям «Земля шарообразна и держится в середине небес, так как небо со всех сторон в точности себе подобно, и вес самой Земли совершенно одинаков по всем направлениям».



Hosted by uCoz