Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 116   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116 117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

Глава 5. ГРАВИТАЦИЯ

«Тяготение существует ко всем телам вообще и пропорционально массе каждого из них».

И.Ньютон. Математические начала натуральной философии

«Тяжесть покоящегося тела есть не что иное, как задержанное движение».

M B.Ломоносов. О тяжести тел

5.1. Представления о гравитации до XX века

Гравитация - это то же самое, что и тяготение, универсальное взаимодействие между любыми телами, проявляющееся в том, что все тела притягиваются друг к другу. Блогодаря тяготению планеты не улетают из Солнечной системы, все предметы на Земле не отрываются от нее, а будучи подброшенными, возвращаются на Землю.

Сила тяготения - одна из первых, с которой человек сталкивается со дня рождения. С ней приходится считаться в любых исследованиях и экспериментах. Она повсеместна. И при всем том силе тяготения в науке долго не везло. Нельзя сказать, чтобы ученые ею не занимались. Наоборот, стоит оглянуться на историю исследования этой проблемы, чтобы увидеть, что почти каждый крупный физик по меньшей мере высказывал по этому поводу свои соображения, а чаще посвящал гравитации специальные работы.

Но, как пишет английский писатель и ученый Артур Кларк в книге «Черты будущего», «сила тяготения стоит как-то особняком от других сил природы. Свет, тепло, электричество, магнетизм - все можно генерировать, создать множеством различных способов, и все они обладают свойством взаимопревращения... А вот генерировать гравитацию мы совсем не умеем, и, судя по всему, она совершенно индифферентна к любым воздействиям, которые мы пытаемся на нее оказать».

Множество статей и даже книг о гравитации заявляют, что тяготение - единственная сила, которую человек до сих пор не умеет создавать искусственно.

Одной из важнейших дат в истории физики считается по праву 365 год до н.э. В этом году девятнадцатилетний Аристотель впервые в мире отметил, что свободное падение тел представляет собой ускоренное движение.

Касаясь причины того, почему предметы падают на землю, а пар поднимается к небу, Аристотель с его стремлением к «устроению» строгого и точного миропорядка давал (вслед за Платоном) этому простое объяснение: в мироздании всему отведено свое место, планетам - круговые орбиты, а тяжелым телам - центр мира. И если что - то находится «не на своем месте», то оно во всяком случае стремится его занять.

Аристотель полагал, что тело движется, пока на него влияет какая-то сила. Перестает она действовать - тело останавливается. Альберт Эйнштейн не осуж-

дал гениального грека. В книге «Эволюция физики», написанной совместно Эйнштейном и Инфельдом, так и говорится, что это положение Аристотеля по существу отвечает обычному житейскому опыту.

Закон инерции, кажущийся сейчас очевидным, нельзя было, с точки зрения авторов «Эволюции физики», просто и прямо вывести из реальных обыденных событий. Тут требовалась высокая степень абстрактного мышления. Греки ведь не знали быстродвижущихся тел, у них не было точного количественного подхода к скорости.

Аристотель видел, что колесница останавливается, когда останавливается впряженный в нее конь. И подталкиваемый камень перестает двигаться, стоит рабам присесть отдохнуть. Он сделал обобщение и вывел закон.

Галилей разрушил аристотелевы представления о движении и падении тел, Ньютон окончательно разделался с идеей о стремлении тяжелых тел к «центру Вселенной».

Смерть воспитанника Аристотеля великого завоевателя Александра Македонского обернулась для воспитателя трагедией. Освободившиеся от страха перед грозным тираном афиняне видели в Аристотеле прежде всего его приближенного. Философу пришлось бежать из Афин. Вскоре он умер. Его смерть родила легенду.

Блистательный военный поход Александра Македонского был одновременно грандиозной научной экспедицией. Жадно встречал Аристотель известия, приносимые возвращавшимися из походов греками, сообщения о странных камнях, растениях, животных, необычных природных явлениях. Но самые поразительные новости принесли воины, побывавшие на побережье Индийского океана. Они свидетельствовали, что там дважды в сутки морская вода поднимается на много локтей и идет на сушу, чтобы через несколько часов отступить. Иначе говоря, Аристотелю описали приливы и отливы. Как и подобало настоящему ученому, Аристотель стал искать причину, но которой происходят приливы и отливы, но не смог найти ее. И от отчаяния якобы бросился в море.

Древние называли морские приливы «могилой человеческого любопытства». Кто первый понял, точнее сказать, подметил, что приливы как-то связаны с Луной, точно неизвестно. Для римлян I века до н.э. это была уже настолько тривиальная истина, что Юлий Цезарь мимоходом упоминает о ней в своих «Записках о Галльской войне». А понять было нелегко, потому что даже семнадцать веков спустя Галилей считал идею о Луне, управляющей приливами, глупейшим предрассудком. Впрочем, и противник Галилея в этом вопросе Кеплер смог ссылаться для объяснения только на особую власть Луны над водой.

В средние века догадки становятся, в общем, определеннее и точнее.

Шотландец Иоанн Скот Эригена в IX в. полагал, что по мере удаления от Земли тяжелые тела должны становиться легче.

Англичанин Аделяр из старинного города Бата тремя веками позже прямо полагал, что если в Земле вырыть колодец огромной глубины и бросить в него камень, то в центре Земли камень остановится и дальше не полетит.

Роджер Бэкон объяснил падение тел силой притяжения, направленной к центру Земли.

Итальянский писатель и медик Джироламо Фракасто заявляет в 1538 году, что все тела притягиваются.



Hosted by uCoz