Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 383   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383 384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

частности, не сам изобрел идею атомизма, а, получив некоторые сведения от Левкиппа, который тоже не является автором атомизма, постиг затем это учение в Древнем Египте, где он пробыл пять лет, находясь среди жрецов, а затем пять лет обучался у могов - жреческого племени страны Мидия. Однако и египетские, и мидянские жрецы тоже не сами придумали атомизм, а почерпнули его из значительно более древних источников, совершенно не дошедших до нас.

По мнению автора, такие учения, как чарвака (Древняя Индия), древнекитайский даосизм, а также некоторые другие несут в себе остатки еще более древних материалистических знаний типа эфиродинамики.

Автор не согласен с высокомерной оценкой некоторых современных философов, использующих по отношению к философии глубокой древности термины типа «наивный материализм» - для такой оценки мы не располагаем достаточно достоверными фактами. Напротив, сопоставление различных учений друг с другом, верований, религий говорит о том, что все они в глубочайшей древности имели общие корни и эти корни были материалистичны и весьма основательны.

По мнению автора, такие ученые древности, как Эпикур, Анаксимандр, Анаксогор и более поздние - Аристотель и другие, внося свой «вклад» в философию естествознания, дополняя ее, все более отходили от первоисточников -древнейших знаний и искажали их.

В основе мировых религий, по мнению автора, лежит серьезная материалистическая основа, например, представление о единстве Вселенной. Не случайно латинское «Део» - Бог созвучно с китайским «Дао» - природа, а древнеславянское «Перун» - бог огня, грома и молнии созвучно с греческим «Апейрон» -эфир. Если в известной оде Державина понятие «Бог» заменить термином «эфир», то получится неплохое описание свойств материи эфира. Такие известные «божественные» проявления, как вездесущность, всемогущество и т.п., вполне соответствуют свойствам мировой материальной среды.

Однако цели религий были социальными, направленными на поддержку властей и существующего социального порядка. И это в конце концов привело к персонификации отдельных проявлений природы, а затем и всей природы в целом, и к полному выхолащиванию первоначального материалистического содержания. И уже рабовладельческий строй, не нуждавшийся в технологии производства, основанной на использовании глубинных законов природы, но нуждавшийся в закрепощении рабочей силы, привел к тому, что древнейшие знания были утрачены.

Есть основания полагать, что ряд древних учений, которые сегодня легко относят к суевериям, мистицизму и шарлатанству, такие, как алхимия, астрология, различного вида магии в свое время содержали в себе реальные и весьма полезные знания. В качестве примера полезности такого направления можно привести работы академика А.Л.Чижевского, фактически частично восстановившего астрологию. В своих работах на основе большого статистического материала он доказал взаимозависимость процессов на Солнце и на Земле. А известно, что процессы на Солнце слишком хорошо коррелируются с положением больших планет - Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна.

Не исключено, что технология алхимиков по созданию «золота, которое лучше рудничного» (Лулл), с помощью «философского камня» - ядерного катализатора, имела реальную почву. Иначе зачем было проводить реакции в герметически закрытых сосудах, когда в реакциях имел место «бой, превосходящий все, что только можно вообразить»? А реакции эти шли неделями...

И все ли мы знаем о «магии», чтобы с ходу полагать ее шарлатанством, которое, несомненно, было к ней примешано в более поздние времена любителями поживиться за ее счет?

Автор полагает, что те остатки древних учений, которые еще сохранились, должны быть тщательно изучены и переосмыслены в целях заимствования из них полезных сведений и проведения исследований в новых, весьма неожиданных направлениях.

Более поздняя история эфира многократно описана, пересказывать ее нет особой необходимости. Свой вклад в развитие различных теорий, гипотез и моделей эфира внесли: Эпикур, Тит Лукреций Кар, Платон, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс), Р.Декарт, И.Ньютон, М.В.Ломоносов, Л.Эйлер, Ле-саж, Г.Гельмгольц, М.Фарадей, Дж.К. Максвелл. Х.Лоренц, Г.Герц* В.Томсон (Лорд Кельвин), Дж.Дж.Томсон, И.О.Ярковский и многие, многие другие. Из советских ученых наиболее выдающийся вклад в это направление сделал ленинградский академик Владимир Федорович Миткевич. Он писал: «Абсолютно пустое пространство, лишенное всякого физического содержания, не может служить ареной распространения каких бы то ни было волн. Признание эфира, в котором могут иметь место механические движения, т.е. пространственные перемещения элементарных объемов этой «первоматерии», непрерывно заполняющей все наше трехмерное пространство, само по себе не является признаком механистической точки зрения».

17.2. Недостатки известных гипотез, моделей и теорий эфира

Несмотря на общий правильный методологический подход к проблеме эфира, практически всеми авторами теорий, моделей и гипотез эфира были допущены в их разработках принципиальные ошибки.

Основных недостатков было три.

Все теории, гипотезы и модели эфира рассматривали определенный узкий круг явлений, не затрагивая остальных.

Модели Декарта и Ньютона, естественно, никак не могли учесть электромагнитных явлений, тем более внутриатомных взаимодействий. Работы Фарадея, Максвелла, Лоренца, Герца и других не учитывали гравитации и не рассматривали вопросов строения вещества. Работы Стокса и Френеля пытались объяснить, фактически, лишь явления аберрации. Механические модели Навье, Мак-Куллаха и далее В.Томсона и Дж.Томсона рассматривали главным образом круг электромагнитных явлений, правда, В.Томсон и Дж.Томсон пытались все же в какой-то степени проникнуть в суть строения вещества.

Таким образом, ни одна теория эфира не пыталась ответить на основные



Hosted by uCoz