![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 | |
1.12. Системно-исторический метод 43 совокупности выведенных утверждений, являющихся прямым следствием исходных положений, то же касается и принятой в теории модели. Поэтому каждая теория в той или иной степени является гипотезой. Что же такое гипотеза и какова ее роль в развитии науки? Гипотеза есть предугадывание чего-либо, например, предугадывание природы (сущности) явлений. По выражению И.Канта, гипотеза - это не мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума. Являясь одним из способов выяснения фактов и наблюдений - опытных данных, гипотезы чаще всего создаются по правилу «то, что мы хотим объяснить, аналогично тому, что мы уже знаем». Научные гипотезы по своей логической роли являются связующим звеном между «знанием» и «незнанием», отсюда роль гипотез в процессах научного открытия: по своей логической роли гипотезы - «форма развития естествознания, поскольку оно мыслит», сказал Ф.Энгельс. К гипотезам предъявляются следующие требования: 1) гипотеза должна соответствовать имеющемуся фактическому материалу; 2) гипотеза должна обладать общностью и предсказательной силой; 3) гипотеза не должна быть логически противоречивой. Однако нетрудно заметить, что и к теориям предъявляются те же требования. Поэтому теория отличается от гипотезы лишь глубиной проработки и более широким охватом данных. А критерием правильности той или иной теории, как справедливо утверждает диалектический материализм, является практика, т.е. соответствие положений теории всему накопленному прошлому, а также и будущему опыту естествознания. При этом не следует забывать, что соответствие этому опыту означает всего лишь непротиворечие теории этому опыту, а несоответствие хотя бы одному установленному опытному факту означает ее крах. 1.12. Системно-исторический метод определения направления развития При определении направления развития естествознания и его основы - физики оказывается весьма полезным применение системно-исторического метода. Сущность метода заключается в анализе исторического процесса развития исследуемого направления, выявлении основной тенденции развития и на этой основе прогнозирования следующего шага. Таким образом, системно-исторический метод представляет собой род экстраполяции прошлого в будущее. Сложность ситуации здесь заключается в необходимости выявления основной линии развития на фоне неизменных основополагающих категорий, так называемых инвариантов. Говорить о развитии чего-либо можно лишь имея в наличии два момента: 1) инвариантные категории, т.е. основные величины, сохраняющиеся неизменными на всем рассматриваемом этапе развития предмета (учения, теорий и т.п.); 2) критерий развития. | В технике можно говорить о прогрессе лишь в том случае, если какие-то параметры устройства улучшаются при сохранении неизменными всех остальных. Например, при сохранении всех своих функций последующее устройство имеет меньшую массу и более высокую надежность, чем предыдущее. Однако если же последующее устройство при этом имеет меньшее число выполняемых функций, то говорить о прогрессе нельзя, так как неизвестно, за счет чего уменьшилась масса и повысилась надежность. Они могли сократиться всего лишь за счет сокращения числа блоков в этом устройстве. Выявление инвариантных категорий должно производиться для всего рассматриваемого периода развития, они сохраняются на всех этапах. Но в пределах каждого этапа необходимо определить дополнительные инварианты, справедливые только для данного этапа. Смена этих дополнительных инвариантов и отличает один этап от другого. При переходе от одного этапа к другому необходимо определить способ такого перехода. При этом важно найти общие моменты у всех переходов между любыми этапами развития. Основу такой общности составляют общие инварианты, которые уже были определены для всего периода развития. Для естествознания в целом инвариантными положениями являются: - общая для всех этапов развития естествознания цель - выявление объективных законов устройства реального мира; - признание факта причинно-следственных отношений в любых явлениях и процессах. Физическими же инвариантами, как уже было показано, общими для всех объектов, явлений и процессов, являются движение и его неразрывные составляющие - материя, пространство и время. Критерием общего развития естествознания является степень проникновения вглубь материи. Этапными инвариантами являются структурные и физические закономерности уровня организации материи данного этапа. Критерием развития на каждом этапе является широта охвата материальных образований, явлений и процессов. 1.13. Физические революции как основные вехи развития естествознанияК концу XIX столетия естествознание в основном определило свои позиции. Определила свои позиции и физика, уже тогда считавшаяся основой естествознания. Не совсем ясными оставались два незначительных момента - несоответствие экспериментальных данных расчетным кривым в излучении черного тела и необнаружение эфирного ветра в опытах Майкельсона. Однако вскоре стало ясно, что эти несоответствия породили «полнейшую научную катастрофу, крах тех положений, которые составляли основу классической физики». Результатом разбирательства стало изменение подхода к изучению природы, смена целей всего естествознания. В свое время немецкий философ-диалектик Гегель в своей директорской речи перед гимназистами привел такое сравнение:«Как Антей обновлял свои силы сопри |