Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 50   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50 51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

Последнее обстоятельство является решающим.

В настоящее время сложилось положение, типовое для кануна очередной революции в естествознании. Капиталистический способ производства привел к хищническому расходованию ресурсов, в результате чего возник ресурсный кризис. Попытка ведущих капиталистических стран разрешить свои трудности за счет России и стран СНГ носит временный характер, так как и их ресурсы не безграничны. Человечество стоит перед угрозой экологического кризиса, когда даже питьевая вода и чистый воздух становятся дефицитом. Налицо демографический кризис, связанный с ростом народонаселения земного шара, вызванный полуголодным существованием большей частью человечества. Таким образом, жизнь настоятельно требует решения всех возникших проблем, что приближает очередную революцию в естествознании.

К середине 60-х годов по «элементарным частицам» вещества были получены многочисленные статистические данные. Оказалось, что все «элементарные частицы» состоят «каждая из всех остальных», то есть при преобразовании любой частицы в результате их соударений могут быть получены любые частицы. С другой стороны, никаких сведений о внутренней структуре самих «элементарных частиц» нет, потому что в результате постулатавного подхода в квантовой механике и в теории относительности из рассмотрения выброшен строительный материал частиц - эфир - мировая среда. Это оказалось главным препятствием для поступательного развития естествознания. Дальнейшее продвижение в глубь материи требует возврата к методологии классической физики, возврата к концепции эфира, являвшегося обязательным атрибутом всего естествознания на протяжении всей его истории вплоть до начала XX столетия, что позволяет этот кризис разрешить.

Таким образом, мы находимся накануне ШЕСТОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ, которая даст толчок новому, исключительно мощному его развитию. Сегодня можно только гадать о тех следствиях, к которым он приведет. Предположительно это может быть полное решение энергетической, ресурсной и экологической проблем, а возможно и здравоохранения и много чего еще.

Однако следует отметить, что как и при всех предыдущих революциях естествознания очередной шестой переход на новый иерархический уровень организации материи требует ревизии основ существующего естествознания, сохранения всего того, что соответствует новым задач, и отказа от всего, что является наносным, искусственным, не соответствующим реальной природе физических явлений.

Схематически последовательность этапов развития естествознания представлена на рис. 1.2.

1.14. Технологии как прикладной итог естествознания

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение) - совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промыш-

ленности. Технологическими процессами называются сами операции по добыче, обработке, переработке, транспортированию, складированию, хранению, которые являются частью производственного процесса. В состав технологии включается и технический контроль производства. Таким образом, технологии являются неотъемлемой частью общественного производства.

Однако следует отметить, что они выполняют еще одну важнейшую роль: технологии являются хранителями знаний, накопленных естествознанием. Те знания, которые использованы технологиями и закреплены общественным производством, сохраняются, по крайней мере, до той поры, пока эти технологии существуют. Утрата же технологий неизбежно ведет к утрате соответствующих знаний. Примеров этому предостаточно.

Совсем недавно в каждом селе были кузницы, основным занятием которых было изготовление кустарных изделий и ковка лошадей. За XX столетие развилось производство, и кустарные изделия стали более предметом искусства, чем предметом повседневной необходимости. Поголовье же лошадей резко сократилось, соответственно сократилось и число кузниц. И если бы возникла необходимость восстановить эту технологию, то пришлось бы столкнуться с немалыми трудностями даже в простом деле изготовления подков. А ведь на протяжении более двух тысяч лет эта технология, изобретенная еще древними римлянами, служила людям безотказно.

Утрачены технологии алхимиков и могов, технологии постройки грандиозных сооружений Египта и Перу и многое другое. Древнее рабовладельческое общество опиралось на дешевый труд рабов и не нуждалось в высоких технологиях, доставшихся в наследство от ранее исчезнувших цивилизаций. А вместе с утратой технологий были утрачены и соответствующие знания. Многие из этих знаний позже добывались с великими трудностями и фактически переоткрывались.

То же можно наблюдать и на разных этапах развития естествознания. Атомизм Левкиппа и Демокрита, почерпнутый ими у ученых древности - египетских жрецов, мидянских могов и вавилонских халдеев - не был развит. Никакого отношения к производственным технологиям атомизм не имел. Фактически это было некое абстрактное учение, не имеющее отношения к текущей жизни. Следом за Демокритом атомистическое учение «развивали», а фактически искажали последующие философы. Эпикур и Александр Афродийский вносили свои «идеи», искажавшие первичные знания. Александр Афродийский упрекал Демокрита за то, что амеры - части атомов - не имеют тяжести, в то время как сами атомы ее имеют. Это свидетельствует о полном непонимании им сущности атомов и тем более сущности природы гравитации. Это непонимание в полной мере продемонстрировал современный философ Ахундов, предположивший, что Демокрит под амерами имел в виду математические абстракции.

Полное непонимание сущности эфира демонстрируют уже учения древних об эфире - среде, заполняющей все мировое пространство. А ведь на этом учении в еще более древние времена базировались технологии, о которых сегодня можно только мечтать: технология трансмутации элементов, переноса громадных тяжестей, так называемая «психическая энергия» и многое другое. Но на протя-



Hosted by uCoz