Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 298   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298 299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

ными изменениями верхних конечностей, полезными для трудовых операций, преимущественно сохранялись блогодаря естественному отбору. Энгельс писал, что рука не только орган труда, но и продукт труда.

Различие между рукой человека и рукой обезьяны огромно: ни одна обезьяна не может изготовить своей рукой даже самый простой каменный нож. Понадобилось длительное время для того, чтобы наши обезьяноподобные предки перешли от использования предметов окружающей природной среды в качестве орудий к из изготовлению.

Самые примитивные орудия труда облегчают зависимость человека от окружающей природы, расширяют его кругозор, открывая в предметах природы новые, неизвестные свойства; наконец, они используются для дальнейшего совершенствования орудий труда. Развитие трудовой деятельности приводит к ослаблению действия биологических закономерностей и усилению роли социальных факторов в антропогенезе.

С самого начала труд был общественным, так как обезьяны жили стадами. Ф.Энгельс указывал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа в природе, среди необщественных животных.

Труд способствовал сплочению членов общества; они активно защищались от зверей, охотились и воспитывали детей. С развитием трудового процесса все яснее становилась польза взаимной поддержки и взаимопомощи.

Накапливаемый жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При жизни обществом имелись большие возможности к общению друг с другом: совместная деятельность членов общества вызывала необходимость обмена информацией. Речь возникла на определенной стадии умственного развития наших предков и повлияла на дальнейшее развитие мозга, на процесс мышления, на появление в дальнейшем способности к абстрактному мышлению, свойственному только человеку.

Таким образом, движущими силами антропогенеза явились биологические факторы - наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор и социальные факторы - трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь, мышление.

А теперь, после того как биологически человек полностью сформировался, законы общественной жизни играют направляющую роль в социальном прогрессе человечества.

Мутационная концепция

Человек впервые выделяется из мира животных блогодаря способности сознавать себя, что является результатом особого типа переработки информации. Сознательная деятельность отделяет человека от животных. Возникновение такой необычной формы, как предчеловек, должно было опираться на какое-то уникальное биологическое явление, особое биологическое преобразование в генетической информации.

Уникальность появления предчеловека, неповторимость этого события в истории жизни заставляет признать его неожиданным и внезапным. Переход от

биологической формы движения к общественному движению - это переход в новую качественную область.

На этой основе возникло предположение о роли полезных мутаций у пред-человека в наследственном аппарате, которые затем были закреплены в ходе биологической и социальной эволюции.

Антрополог Г.Н.Матюшин выдвинул гипотезу, согласно которой преобразования в наследственности предков человека возникли под действием повышенной радиации еще в плеоцене, во время которого произошли необычные события в истории Земли. В Восточной Африке, прародине человека, происходило много событий необычного характера. Кроме повышенной радиации наблюдалась интенсивная вулканическая деятельность, активизировались землетрясения и т.п. Все это создавало условия как для повышения частоты мутаций, так и для естественного отбора.

Влияние радиации на изменчивость организма несомненна. Любая доза радиации может вызвать изменения в наследственности и привести к тому, что у обычных особей будут рождаться отличающиеся от всех остальных дети, которые даже их родителям будут казаться уродами. Но эти уроды способны в свой очередь в дальнейшем рожать детей с новыми изменениями в организме.

Исследования показали, что наследственные структуры обезьян и человека имеют незначительные различия, которые могли возникнуть в ДНК при относительно небольшой дозе радиации, но при определенном времени облучения. Советский исследователь И.И.Мечников написал в 1961 г.: «Мы знаем, что иногда рождаются необыкновенные дети, отличающиеся от родителей какими-нибудь новыми, очень развитыми способностями... Приходится допустить, что некоторые виды организмов не подчиняются медленному развитию, а появляются внезапно, и что в этом случае природа делает скачок... Человек, вероятно, обязан своим происхождением подобному же явлению».

Таким образом, человек оказался не верхом совершенства, а просто обезьяньим уродом...

Все это хорошо подтверждают известные факты: в Южной и Восточной Африке находится ископаемая прародина австралопитековых - предков человека и Homo habilis - первых людей; здесь же самые мощные в мире залежи урановых руд, обилие радиоактивных магм и т.п.

Мутанта - предка человека ждала гибель, и он бы неминуемо погиб, если бы не нашел замены всему тому, что у него отобрала природа. И эта замена -искусственные орудия труда, а затем и организация в человеческое общество сыграли свой роль. Именно они заменили каждому гоминиду потерянные острые клыки и большую физическую силу.

Космическая концепция

Под влиянием успехов космонавтики в 60-е годы этого столетия возникли космические концепции, предполагающие появление на Земле человека как результата вмешательства инопланетных цивилизаций.

По мнению швейцарца Эриха фон Дэникена, изложенном в его книге «Вое-



Hosted by uCoz