Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 285   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285 286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

соотношения органов, в силу которого изменение одного органа непременно влечет за собой изменение и ряда других органов.

Кювье установил понятие о типах и значительно улучшил классификацию животного царства. Важное значение имели исследования Кювье над ископаемыми позвоночными, в изучении которых он с большим успехом применил принципы сравнительной анатомии.

Кювье был сторонником постоянства вида и главным противником последователей теории эволюции - Лемарка, Сент - Клера и других. Он одержал над ними верх в публичном споре в Академии и тем закрепил в науке ошибочное представление о неизменности вида.

Исследования Кювье над ископаемыми животными привели его к теории катастроф, по которой каждый геологический период заканчивался громадным переворотом, катастрофой, при которой на Земле погибало все живое и новый органический мир возникал путем нового творческого акта.

На смену концепции неизменности видов пришла концепция изменчивости видов - теория эволюции. Дадим краткую характеристику работ трех ученых, придерживавшихся этой концепции, - Бюффона, впервые высказавшего ее, Ламарка и Дарвина, являвшихся авторами двух противостоящих друг другу теорий эволюций видов.

Жорж Бюффон (1707-1788) - знаменитый францусский ученый в области естественных наук. В 1739 г. он был назначен интендантом королевского ботанического сада, и с той поры его деятельность была посвящена естественным наукам. В отличие от Линнея, поставившего перед собой задачу создания формальной науки, систематизации и классификации, Бюффон поставил своей задачей изучение образа жизни животных. Важнейшая заслуга Бюффона состоит в том, что он положил конец смешению теологии с естествознанием, и то, что он впервые в ясной форме высказал мысль об изменяемости видов под влиянием условий среды обитания, отстаивая ее в противовес взглядам Линнея о постоянстве видов и учению о сотворении мира Богом. Бюффон также впервые высказал представления о развитии земного шара и его поверхности, о единстве плана строения органического мира. Бюффон - автор «Естественной истории животных» в 24 томах, которую он создавал с 1749 по 1782 г. В ней рассмотрены млекопитающие, птицы и большая часть рыб. Некоторые главы посвящены антропологии и минералогии. Бюффон также автор работ по лесному хозяйству и о необходимости сбережения и восстановления лесов.

Жан Ламарк (1744-1829) - францусский естествоиспытатель, один из важнейших предшественников Дарвина. Он первым вполне ясно и определенно высказался в пользу изменчивости видов. Понятие вида он считал ограниченным по времени периодом, пока внешние условия остаются неизменными. Ему принадлежит бесспорная заслуга первой постановки эволюционной теории на научную почву. На первое место он ставил привычки и образ жизни животного, влияние упражнения и не упражнения органов и влияние внешних условий и наследственности, которые закрепляют наступившие изменения. Труд Ламарка «Естественная история растений» (1803) был построен на идее развития от простого к сложному.

Изменчивость видов под влиянием изменения привычек и внешних условий Ламарк считал безграничной, а следствием изменений в строении животных, закрепляемых наследственностью, является все большее их расхождение.

Чарльз Дарвин (1809-1872) - знаменитый английский естествоиспытатель. В течение 5 лет (1831-1836) он совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль», во время которого ознакомился с природой во всем ее бесконечном разнообразии, собрал богатейшие коллекции представителей животного мира разных районов Земли. В 1839 г. после знакомства с трудами Мальтуса у него отчетливо сформулировалась идея естественного отбора. В 1842 и 1844 гг. он составил первый набросок своей теории, после чего 12 лет собирал и обрабатывал материал, и только в 1856 г. начал составлять свой знаменитый труд «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение блогоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», напечатанный в 1859 г. В этой книге была тщательно разработана теория происхождения видов, которая опиралась на громадное число фактов, объяснялось множество ранее загадочных явлений и указывались пути дальнейших исследований. Дарвин показал, что виды растений и животных не постоянны, а изменчивы, что существующие ныне виды произошли естественным путем от других видов, существовавших ранее, наблюдаемая в живой природе целесообразность создавалась и создается путем естественного отбора полезных для организма ненаправленных изменений. В 1868 г. Дарвин опубликовал второй капитальный труд - «Изменение домашних животных и культурных растений», а в 1871 г.- третий большой труд по теории эволюции — «Происхождение человека и половой отбор», где он рассмотрел многочисленные доказательства животного происхождения человека. Эта теория, получившая название «дарвинизм», произвела беспримерное в истории науки впечатление.

В основе теории Дарвина лежит представление о том, что эволюция организмов осуществляется в результате взаимодействия трех основных факторов - изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость служит основой образования новых организмов. Наследственность закрепляет эти признаки. Под действием естественного отбора устраняются организмы, не приспособленные к условиям существования.

Принцип естественного отбора оказался настолько сильным, что накопленные в дальнейшем знания в биологии, в том числе и в современной, не смогли существенно его изменить.

Почти все работы Дарвина после 1859 г. представляют собой дальнейшую разработку теории дарвинизма применительно к разным вопросам биологии. В частности, в 1871 г. им была написана книга «Происхождение человека и подбор по отношению к полу» (иначе - половой отбор), в первой части которой разбирается вопрос о происхождении человека от низшей обезьяноподобной формы, во второй части - теория «полового подбора», согласно которой особенности, свойственные только самцам, произошли в силу борьбы или соперничества между ними, так как только сильнейшие и красивейшие имеют больше шансов овладеть самками и оставить потомство.

Выделим различие во взглядах Ламарка и Дарвина на причину эволюции. Учение Ламарка (ламаркизм) по словам некоторых ученых, является болезнью,



Hosted by uCoz