Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 297   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297 298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

с точки зрения материальной культуры близки, но резко отличаются от кроманьонцев. Последние принадлежат уже к виду Homo sapiens, в археологическом отношении они являются носителями культуры позднего палеолита, их общественный строй представляет собой родовое общество. В таком случае выделяют три уровня:

1) австралопитековые (предшественники человека);

2) прогрессивные австралопитеки, архантропы, палеонтропы (формирующиеся люди);

3) неоантропы (сформировавшиеся люди).

Переход к трудовой деятельности, создание искусственных орудий труда высокоорганизованными двуногими приматами ознаменовали, по мнению отечественных антропологов, первый перерыв в постепенности (скачок или поворотный пункт) в истории органического мира - появление древнейших людей, архантропов.

Трудовая концепция

Если семинальная и стадиальная концепции относительно правдоподобно отвечали на вопрос «От какого вида животных произошел человек?», то на вопрос «Блогодаря чему это случилось?» попыталась дать ответ так называемая «Трудовая концепция».

Камнем преткновения в концепциях биологического развития человека стало обоснование трех главных отличий человека от обезьяны: прямохождение, наличие развитых передних конечностей и большого головного мозга. Ученые сошлись во мнении о том, что фактором, обусловившим их появление, была систематическая деятельность по изготовлению и использованию орудий труда, вначале примитивных, а затем все более совершенных. Первым, кто попытался доказать принадлежность каменных орудий древнему человеку, был француз Буше де Перт.

Однако у ученых есть разные версии относительно обстоятельств, обусловивших прямохождение. Одни ученые предполагают, что причиной послужила смена среды обитания: переход из леса в открытые пространства. Безлесная местность вынуждает сохранять прямое положение корпуса для обзора и ориентировки при преследовании добычи или бегстве от опасности. Другие утверждают, что переход к прямохождению произошел вследствие того, что сама среда обитания имела скалистый характер. Выпрямленное положение при лазании по скалам превратилось с течением времени из вынужденного и эпизодического в естественное и постоянное.

Возникновение прямохождения, по мнению Ф.Энгельса и Ч.Дарвина, стало решающим фактором на пути от обезьяны к человеку. Блогодаря прямохождению у обезьяньих предков человека руки освободились от необходимости поддерживать тело при передвижении по земле и приобрели способность к разнообразным движениям.

В начале процесса формирования человека рука у него была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Но особи с наследствен-

ными изменениями верхних конечностей, полезными для трудовых операций, преимущественно сохранялись блогодаря естественному отбору. Энгельс писал, что рука не только орган труда, но и продукт труда.

Различие между рукой человека и рукой обезьяны огромно: ни одна обезьяна не может изготовить своей рукой даже самый простой каменный нож. Понадобилось длительное время для того, чтобы наши обезьяноподобные предки перешли от использования предметов окружающей природной среды в качестве орудий к из изготовлению.

Самые примитивные орудия труда облегчают зависимость человека от окружающей природы, расширяют его кругозор, открывая в предметах природы новые, неизвестные свойства; наконец, они используются для дальнейшего совершенствования орудий труда. Развитие трудовой деятельности приводит к ослаблению действия биологических закономерностей и усилению роли социальных факторов в антропогенезе.

С самого начала труд был общественным, так как обезьяны жили стадами. Ф.Энгельс указывал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа в природе, среди необщественных животных.

Труд способствовал сплочению членов общества; они активно защищались от зверей, охотились и воспитывали детей. С развитием трудового процесса все яснее становилась польза взаимной поддержки и взаимопомощи.

Накапливаемый жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При жизни обществом имелись большие возможности к общению друг с другом: совместная деятельность членов общества вызывала необходимость обмена информацией. Речь возникла на определенной стадии умственного развития наших предков и повлияла на дальнейшее развитие мозга, на процесс мышления, на появление в дальнейшем способности к абстрактному мышлению, свойственному только человеку.

Таким образом, движущими силами антропогенеза явились биологические факторы - наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор и социальные факторы - трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь, мышление.

А теперь, после того как биологически человек полностью сформировался, законы общественной жизни играют направляющую роль в социальном прогрессе человечества.

Мутационная концепция

Человек впервые выделяется из мира животных блогодаря способности сознавать себя, что является результатом особого типа переработки информации. Сознательная деятельность отделяет человека от животных. Возникновение такой необычной формы, как предчеловек, должно было опираться на какое-то уникальное биологическое явление, особое биологическое преобразование в генетической информации.

Уникальность появления предчеловека, неповторимость этого события в истории жизни заставляет признать его неожиданным и внезапным. Переход от



Hosted by uCoz