Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 46   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46 47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

Первый этап развития естествознания считается подготовительным и натурфилософским, он характерен для древности. В целом техника была еще слабо развита, хотя имелись уже отдельные выдающиеся технические достижения. Этот этап может быть отнесен к периоду с VI в. до н.э. до начала новой эры, хотя реально его можно считать продленным и до начала второго тысячелетия новой эры. Этот этап есть переход от природы в целом к субстанциям («земля» - твердь, «вода» - жидкость, «воздух» - газ, «огонь» - энергия; китайцы добавили «дерево» - жизнь).

Сам такой переход стимулировался стремлением к осознанию мира, в котором жил человек, его стремлением уяснить свое место в природе. Это было невозможно сделать без соответствующего анализа. На первое место вышла задача разобраться с агрегатными состояниями тел. И когда философы древности выделили эту проблему, ввели понятия о субстанциях, то на этой основе и стала развиться философия (от греч. philosophia - любовь к мудрости). И хотя первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии и Китае, европейская наука считает своим родоначальником Древнюю Грецию.

Фалес из Милета (626-547 до н.э.) - древнегреческий философ, родоначальник античной и вообще европейской философии и науки, основатель милетской школы.

Фалес много путешествовал по странам Востока и учился у египетских жрецов и вавилонских халдеев. Все разнообразие вещей он сводил к единой перво-стихии, которой он считал «влажную природу». Все возникает из «воды» и в нее возвращается. Однако он же поставил проблему природы этой «воды», поэтому под «водой» Фалес подразумевал некую мировую среду, обладающую свойствами воды, а не буквально саму воду.

Крупнейшим представителем античной диалектики был Гераклит Эфесский (6 в. до н.э.), первоначалом сущего считавший огонь, стихию, которая древним грекам представлялась наиболее легкой и подвижной. Путем сгущения и разрежения из «огня» возникают все вещи. Диалектика у Гераклита - концепция непрерывного изменения и становления материи в пределах материального космоса и в основном является кругооборотом вещественных стихий огня, воздуха, воды и земли. Учение Гераклита о логосе - учение о вечности и мудрости «закона», универсальной закономерности и необходимости. Здесь можно сделать замечание аналогичное вышеприведенному. Мировая среда - носитель энергии («огня») для всех видов полей и вещества. Можно полагать, что Фалес обращал внимание на структурную сторону этой среды, а Гераклит - на энергетическую.

Атомистическое учение Демокрита было подхвачены Эпикуром и Лукрецием, атомизм нашел свое применение только много лет спустя, в XIX в.

Античная философия достигла своей вершины у Аристотеля, учение которого, несмотря на его идеалистический характер, содержало глубокие материалистические и диалектические идеи.

Древнегреческая философия положила начало формированию в Европе самостоятельных отраслей знаний, таких, как статика, астрономия и математика. Медицина и физика находились в зачаточном состоянии. Все естественнонаучные знания входили в единую недифференцированную науку, находившуюся

1.13. Физические революции как основные вехи развития естествознания 47

под эгидой философии. Дифференциация наук впервые наметилась в конце этого периода уже ближе к средним векам.

Сам переход от единой природы к субстанциям знаменовал собой ПЕРВУЮ РЕВОЛЮЦИЮ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ.

Второй этап развития естествознания тоже считается подготовительным. Его можно отнести к XV-XVI вв. нашей эры. Потрясавшие Европу многочисленные эпидемии, в том числе чумные, происшедшие в 1504-1505, 1511-1512, 1521, 1535-1536 гг., производили опустошение целых государств. Неспособность тогдашней медицины противостоять натиску болезней вынудила врачей искать лекарственные методы. Парацельс (1493-1541), Я.Б.Ван Гельмонт (1579-1644) и Я.Боэ (Сильвиус, 1614-1672) отвергли учение древних врачей о четырех соках человеческого тела и основали иатрохимию - учение о веществах, способных излечивать болезни путем восстановления баланса веществ в организме. Эта прикладная задача потребовала разбирательства с веществами. Переход в естествознании от субстанций к веществам и явился ВТОРОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ.

Накопление естественнонаучных знаний на Западе шло крайне медленно. Но и в это время уже шло накопление новых фактов, подготовивших переход к следующему периоду.

Третий этап развития естествознания назван механическим и метафизическим. Этап продолжался со второй половины XV и длился до конца XVIII в. Это время установления капиталистических отношений в Западной Европе. Этот этап связан с переходом от веществ к молекуле (маленькой массе). Естествознание этого периода революционно по своим тенденциям. Здесь выделяется естествознание начала XVII в. (Галилей) и конца XVII - начала XVIII вв. (Ньютон). Господствующим методом мышления стала метафизика. Но уже тогда в естествознании делались открытия, в которых обнаруживалась диалектика, т.е. развитие. Естествознание было связано с производством, превращающимся из ремесла в мануфактуру, энергетической базой которой служило механическое движение. Отсюда вставала задача изучить механическое движение, найти его законы. Естествознание было механическим, поскольку ко всем процессам природы прилагался исключительно масштаб механики.

Введение представления о корпускуле - минимальной частице вещества, которая впоследствии была названа молекулой (маленькой массой) способствовало появлению механики материальной точки (Ньютон), прямым следствием чего стало изобретение им и Г.Лейбницем математики анализа бесконечно малых величин. К этому же времени относится создание Р.Декартом аналитической геометрии, космогонической гипотезы Канта-Лапласа, атомно-кинетичес-кого учения М.В.Ломоносова, а также идеи развития в биологии В.К.Вольфа, которые готовили уже следующий этап. Переход в естествознании от веществ к молекуле явился ТРЕТЬЕЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ в его истории.

Конец XVIII - начало XIX в. характеризуется началом бурного развития капитализма на основе промышленной революции. Потребовались красители для тканей, и поэтому появился повышенный интерес к химии. Но развитие химии



Hosted by uCoz