![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 | |
Первый этап развития естествознания считается подготовительным и натурфилософским, он характерен для древности. В целом техника была еще слабо развита, хотя имелись уже отдельные выдающиеся технические достижения. Этот этап может быть отнесен к периоду с VI в. до н.э. до начала новой эры, хотя реально его можно считать продленным и до начала второго тысячелетия новой эры. Этот этап есть переход от природы в целом к субстанциям («земля» - твердь, «вода» - жидкость, «воздух» - газ, «огонь» - энергия; китайцы добавили «дерево» - жизнь). Сам такой переход стимулировался стремлением к осознанию мира, в котором жил человек, его стремлением уяснить свое место в природе. Это было невозможно сделать без соответствующего анализа. На первое место вышла задача разобраться с агрегатными состояниями тел. И когда философы древности выделили эту проблему, ввели понятия о субстанциях, то на этой основе и стала развиться философия (от греч. philosophia - любовь к мудрости). И хотя первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии и Китае, европейская наука считает своим родоначальником Древнюю Грецию. Фалес из Милета (626-547 до н.э.) - древнегреческий философ, родоначальник античной и вообще европейской философии и науки, основатель милетской школы. Фалес много путешествовал по странам Востока и учился у египетских жрецов и вавилонских халдеев. Все разнообразие вещей он сводил к единой перво-стихии, которой он считал «влажную природу». Все возникает из «воды» и в нее возвращается. Однако он же поставил проблему природы этой «воды», поэтому под «водой» Фалес подразумевал некую мировую среду, обладающую свойствами воды, а не буквально саму воду. Крупнейшим представителем античной диалектики был Гераклит Эфесский (6 в. до н.э.), первоначалом сущего считавший огонь, стихию, которая древним грекам представлялась наиболее легкой и подвижной. Путем сгущения и разрежения из «огня» возникают все вещи. Диалектика у Гераклита - концепция непрерывного изменения и становления материи в пределах материального космоса и в основном является кругооборотом вещественных стихий огня, воздуха, воды и земли. Учение Гераклита о логосе - учение о вечности и мудрости «закона», универсальной закономерности и необходимости. Здесь можно сделать замечание аналогичное вышеприведенному. Мировая среда - носитель энергии («огня») для всех видов полей и вещества. Можно полагать, что Фалес обращал внимание на структурную сторону этой среды, а Гераклит - на энергетическую. Атомистическое учение Демокрита было подхвачены Эпикуром и Лукрецием, атомизм нашел свое применение только много лет спустя, в XIX в. Античная философия достигла своей вершины у Аристотеля, учение которого, несмотря на его идеалистический характер, содержало глубокие материалистические и диалектические идеи. Древнегреческая философия положила начало формированию в Европе самостоятельных отраслей знаний, таких, как статика, астрономия и математика. Медицина и физика находились в зачаточном состоянии. Все естественнонаучные знания входили в единую недифференцированную науку, находившуюся | 1.13. Физические революции как основные вехи развития естествознания 47 под эгидой философии. Дифференциация наук впервые наметилась в конце этого периода уже ближе к средним векам. Сам переход от единой природы к субстанциям знаменовал собой ПЕРВУЮ РЕВОЛЮЦИЮ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ. Второй этап развития естествознания тоже считается подготовительным. Его можно отнести к XV-XVI вв. нашей эры. Потрясавшие Европу многочисленные эпидемии, в том числе чумные, происшедшие в 1504-1505, 1511-1512, 1521, 1535-1536 гг., производили опустошение целых государств. Неспособность тогдашней медицины противостоять натиску болезней вынудила врачей искать лекарственные методы. Парацельс (1493-1541), Я.Б.Ван Гельмонт (1579-1644) и Я.Боэ (Сильвиус, 1614-1672) отвергли учение древних врачей о четырех соках человеческого тела и основали иатрохимию - учение о веществах, способных излечивать болезни путем восстановления баланса веществ в организме. Эта прикладная задача потребовала разбирательства с веществами. Переход в естествознании от субстанций к веществам и явился ВТОРОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ. Накопление естественнонаучных знаний на Западе шло крайне медленно. Но и в это время уже шло накопление новых фактов, подготовивших переход к следующему периоду. Третий этап развития естествознания назван механическим и метафизическим. Этап продолжался со второй половины XV и длился до конца XVIII в. Это время установления капиталистических отношений в Западной Европе. Этот этап связан с переходом от веществ к молекуле (маленькой массе). Естествознание этого периода революционно по своим тенденциям. Здесь выделяется естествознание начала XVII в. (Галилей) и конца XVII - начала XVIII вв. (Ньютон). Господствующим методом мышления стала метафизика. Но уже тогда в естествознании делались открытия, в которых обнаруживалась диалектика, т.е. развитие. Естествознание было связано с производством, превращающимся из ремесла в мануфактуру, энергетической базой которой служило механическое движение. Отсюда вставала задача изучить механическое движение, найти его законы. Естествознание было механическим, поскольку ко всем процессам природы прилагался исключительно масштаб механики. Введение представления о корпускуле - минимальной частице вещества, которая впоследствии была названа молекулой (маленькой массой) способствовало появлению механики материальной точки (Ньютон), прямым следствием чего стало изобретение им и Г.Лейбницем математики анализа бесконечно малых величин. К этому же времени относится создание Р.Декартом аналитической геометрии, космогонической гипотезы Канта-Лапласа, атомно-кинетичес-кого учения М.В.Ломоносова, а также идеи развития в биологии В.К.Вольфа, которые готовили уже следующий этап. Переход в естествознании от веществ к молекуле явился ТРЕТЬЕЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ в его истории. Конец XVIII - начало XIX в. характеризуется началом бурного развития капитализма на основе промышленной революции. Потребовались красители для тканей, и поэтому появился повышенный интерес к химии. Но развитие химии |