Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 301   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301 302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

«Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы»,- утверждал Сеченов. Материальная основа душевной жизни - головной мозг. Из его деятельности рождается весь внутренний мир человека, вся психическая жизнь.

Сеченов установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения и реакции на него организма.

Психология до Сеченова была наукой о нематериальной «душевной» жизни. Сеченов заложил основы подлинной научной материалистической психологии. Он же заложил основы материалистических физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды .Сеченова оказали большое влияние на развитие физиологии как науки во всем мире.

Другим выдающимся русским ученым мирового значения, оказавшим влияние на мировую науку, стал Иван Петрович Павлов (1849-1936) - физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований.

Павлов ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов он установил, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (второй сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций в коре головного мозга, системности работы больших полушарий мозга и др.) сыграли большую роль в развитии физиологии, медицины, психологии и педогогики. Своим великим открытием об условных рефлексах Павлов показал, как животные способны приспособиться к меняющимся условиям среды, если их родители не наделили их такой прирожденной способностью. Тем самым он показал, что наличие безусловных и условных рефлексов решает проблему приспособления организмов к различным условиям среды, что в конечном счете обеспечивает существование жизни. За эту работу Павлов был удостоен Нобелевской премии. Кстати говоря, именно Нобиле создал Павлову условия для проведения исследований, выделив ему 400 тысяч рублей для организации лаборатории.

Интересно, что вначале Павлов утверждал, что условные рефлексы передаются по наследству, однако, проведя дополнительные исследования, он обратился с письмом в газету «Правда» с просьбой опубликовать его отречение от возможности наследования блогоприобретенных свойств.

Работами ученых школы Павлова развито новое направление в науке - эволюционная физиология, установлены адаптационно-трофические функции симпатической нервной системы, роль мозжечка в регуляции вегетативных функций.

В физиологии растений громадную роль сыграл ее основоположник в России Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920), который открыл роль хлорофилла в жизни растений, раскрыл энергетические зависимости фотосинтеза как

процесса образования органических веществ в растениях под действием солнечного света, разработал методы экспериментального изучения физиологических процессов, протекающих в растениях.

13.5. Цитология

Цитология (от греч. цитос - клетка, ячейка) - наука о клетке. Современная цитология изучает строение клеток, их функционирование как элементарных живых систем, исследует функции отдельных клеточных компонентов, процесс воспроизведения клеток, их репарации, приспособления к условиям среды и многие другие процессы, позволяющие судить об общих для всех клеток свойствах и функциях. Цитология рассматривает также особенности специализированных клеток, этапы становления их особых функций и развития специфических клеточных структур. За последние 20-25 лет из описательно-морфологической цитология превратилась в экспериментальную науку, ставящую перед собой задачи изучения физиологии клетки, ее основных жизненных функций и свойств. Другими словами, современная цитология - это физиология клетки. Возможность такого переключения интересов исследователей возникла в связи с тем, что цитология тесно сопряжена с научными и методическими достижениями биохимии, биофизики, молекулярной биологии и генетики.

В целом цитология - наука довольно молодая. Из среды других биологических наук она вырвалась почти сто лет назад. Впервые обобщенные сведения о строении клеток были собраны в книге Ж.Б.Карнуа «Биология клетки», вышедшей в 1884 г. Появлению этой книги предшествовал длительный и бурный период поисков, открытий, дискуссий, который привел к формированию так называемой клеточной теории, имеющей огромное общебиологическое значение.

Клеточное строение живых существ было известно ученым давно - еще с конца XVII в., с появлением первых микроскопов. Имеются сведения о том, что около 1590 г. прибор типа микроскопа был построен Э.Янсеном в Нидерландах. В 1609-1610 гг. Г.Галилей использовал сконструированную им зрительную трубу в качестве микроскопа, с тех пор микроскоп быстро совершенствовался ремеслен-никами-оптиками и получил широкое распространение.

Клеточное строение впервые было обнаружено английским ученым Р.Гуком в ряде растительных тканей в 1665 г. блогодаря использованию микроскопа. До конца XVII в. появились работы микроскопистов М.Мальпиги (Италия), Н.Грю (Великобритания), А.Левенгука (Нидерланды) и других, показавших, что ткани многих растительных объектов построены из ячеек или клеток. Левенгук, кроме того, описал эритроциты (1674), одноклеточные организмы (1675, 1681), сперматозоиды позвоночных животных (1677), бактерии (1683). Но исследователи XVII в. видели в клетке лишь оболочку, заключавшую в себе полость.

В первые десятилетия XIX в. представления о роли клеток в строении организмов значительно расширились. Блогодаря трудам немецких и францусских ученых в ботанике утвердился взгляд на клетки как на структурные единицы. На клетки стали смотреть как на индивидуумы, обладающие жизненными



Hosted by uCoz