![]() | ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ленности. Технологическими процессами называются сами операции по добыче, обработке, переработке, транспортированию, складированию, хранению, которые являются частью производственного процесса. В состав технологии включается и технический контроль производства. Таким образом, технологии являются неотъемлемой частью общественного производства. Однако следует отметить, что они выполняют еще одну важнейшую роль: технологии являются хранителями знаний, накопленных естествознанием. Те знания, которые использованы технологиями и закреплены общественным производством, сохраняются, по крайней мере, до той поры, пока эти технологии существуют. Утрата же технологий неизбежно ведет к утрате соответствующих знаний. Примеров этому предостаточно. Совсем недавно в каждом селе были кузницы, основным занятием которых было изготовление кустарных изделий и ковка лошадей. За XX столетие развилось производство, и кустарные изделия стали более предметом искусства, чем предметом повседневной необходимости. Поголовье же лошадей резко сократилось, соответственно сократилось и число кузниц. И если бы возникла необходимость восстановить эту технологию, то пришлось бы столкнуться с немалыми трудностями даже в простом деле изготовления подков. А ведь на протяжении более двух тысяч лет эта технология, изобретенная еще древними римлянами, служила людям безотказно. Утрачены технологии алхимиков и могов, технологии постройки грандиозных сооружений Египта и Перу и многое другое. Древнее рабовладельческое общество опиралось на дешевый труд рабов и не нуждалось в высоких технологиях, доставшихся в наследство от ранее исчезнувших цивилизаций. А вместе с утратой технологий были утрачены и соответствующие знания. Многие из этих знаний позже добывались с великими трудностями и фактически переоткрывались. То же можно наблюдать и на разных этапах развития естествознания. Атомизм Левкиппа и Демокрита, почерпнутый ими у ученых древности - египетских жрецов, мидянских могов и вавилонских халдеев - не был развит. Никакого отношения к производственным технологиям атомизм не имел. Фактически это было некое абстрактное учение, не имеющее отношения к текущей жизни. Следом за Демокритом атомистическое учение «развивали», а фактически искажали последующие философы. Эпикур и Александр Афродийский вносили свои «идеи», искажавшие первичные знания. Александр Афродийский упрекал Демокрита за то, что амеры - части атомов - не имеют тяжести, в то время как сами атомы ее имеют. Это свидетельствует о полном непонимании им сущности атомов и тем более сущности природы гравитации. Это непонимание в полной мере продемонстрировал современный философ Ахундов, предположивший, что Демокрит под амерами имел в виду математические абстракции. Полное непонимание сущности эфира демонстрируют уже учения древних об эфире - среде, заполняющей все мировое пространство. А ведь на этом учении в еще более древние времена базировались технологии, о которых сегодня можно только мечтать: технология трансмутации элементов, переноса громадных тяжестей, так называемая «психическая энергия» и многое другое. Но на протя- |
Рис. 1.2. Физические революции и этапы развития естествознания. жении всей истории естествознания идеи эфира стали всего лишь частью некоей абстрактной философии, а в XX столетии усилиями Эйнштейна и его сподвижников были вообще «отменены» уже административным порядком. Нечто аналогичное происходило и на втором этапе при переходе к субстанциям. Учение о субстанциях также носило абстрактный характер, но здесь уже наметились некоторые прикладные аспекты. Пожалуй, речь можно вести о трудах выдающегося врача древности Галене (I в.), использовавшего подобную идею для учения о четырех «соках», нарушение пропорций между которыми и является причиной болезней. Гален описал известные в то время способы получения лекарств, цель приема которых заключалась в восстановлении равновесия между этими «соками». Однако введение на третьем этапе развития естествознания представления о веществах существенно изменило ситуацию. Труды Парацельса и его последователей, создавших иатрохимию (иатро - врач), закрепили представления о веществах в технологиях медицины того времени. Попутным результатом оказалось развитие технологии средневекового строительства. С тех пор понятие о веществах прочно вошло в науку того и последующего времени. |