Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 7   >>>

  1  2  3  4  5  6  7 8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящем курсе лекций по концепциям современного естествознания изложены материалы соответствующего курса лекций, прочитанных автором в Государственном Университете управления в течение 1996-2000 гг. Наряду с широко известными материалами по истории развития концепций естествознания в прошлом в нем отражены некоторые проблемные вопросы современного естествознания.

При разработке курса были использованы материалы многих авторов, в том числе автора данного курса. В последних отражена точка зрения автора на методологию современного естествознания, в том числе на методологию современной теоретической физики, являющейся его основой, на причины ее кризисного состояния, а также на пути выхода из кризиса.

Целью курса является освещение, по возможности, истории, состояния, проблематики и перспектив развития основных направлений современного естествознания. В нем дан обзор истории накопления фактического материала в основных областях естествознания, основных моментов становления и борьбы концепций, изложено современное состояние, обозначены те проблемы, которые сегодня в них существуют, а также принципиальные пути их дальнейшего развития. В разделах, посвященных современному состоянию некоторых областей естествознания приведены основные современные термины и определения, а также основные элементарные законы.

Показано, что несмотря на большие достижения, в целом в настоящее время состояние естествознания и его основы - теоретической физики можно характеризовать как кризисное. Это связано с исчерпанием основных идей теоретической физики, заложенных еще в начале XX столетия, и невозможностью какого-либо развития естествознания на путях традиционной феноменологии, т.е. только внешнего описания явлений. Показано, что выход из затруднений может быть осуществлен только с использованием динамической методологии, т.е. путем выявления внутреннего механизма физических явлений, а это можно сделать лишь возвратившись к представлениям об эфире - среде, заполняющей все мировое пространство и являющейся строительным материалом для всех видов материальных образований. В конце курса в главе “Эфиродинамика” эта мысль подкреплена примерами.

Общим выводом курса является утверждение, что естествознание находится на пороге качественно новых открытий, это и будет означать очередную революцию в естествознании.

«В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится все более полным и точным».

В.И.Ленин. Материализм и эмпириокритицизм

История становления и развития естествознания - это история борьбы концепций и школ, стоящих за ними, борьбы ожесточенной.

Концепция - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предметы, руководящая идея для их систематического освещения. Из этих представлений непосредственно вытекает методология исследований, поскольку проводить исследования, заранее не представляя ожидаемых результатов, практически невозможно. Однако исследователи часто забывают о том, что получение ожидаемого результата вовсе не говорит о правильности исходной концепции, а всего лишь не противоречит ей, поскольку одни и те же результаты в любом эксперименте могут быть предсказаны самыми различными концепциями. Тогда возникает вопрос о правоте той или иной научной школы и ее концепции, и здесь возможна их борьба за доказательство своей правоты, а вовсе не за объективную истину. Это связано прежде всего с тем, что верховенство той или иной концепции означает верховенство соответствующей школы, а отсюда и ее престиж и положение в обществе.

На протяжении многих лет естествознание находилось под жестким контролем служителей религии, бдительно следивших за тем, чтобы ничто не нарушало авторитета религиозных догматов. Инакомыслие каралось жестоко. Запрещались и уничтожались не только книги, но и само занятие наукой. История Древнего Рима помнит преследования тех, кто занимался «магией», под понятия которой подводилось изучение природы и занятие точными науками. Так, при Тиберии (14-37 гг. н.э.) особым декретом из страны были изгнаны маги и математики, и один из них -Питаний - был казнен.

По наущению патриарха Кирилла христианская чернь разрушила в 415 г. Му-сеум - Александрийский университет - и зверски убила философа и математика Гипатию, славившуюся своими лекциями и красотой.

В средние века в Европе свирепствовала «святая» инквизиция, сжигавшая еретиков, осмелившихся хоть в чем-то перечить церкви. Ее жертвами стали многие выдающиеся мыслители, в том числе Джордано Бруно, итальянский философ и поэт, высказывавший идеи о множественности миров во Вселенной, Джулио Ванини, итальянский философ, отрицавший сотворение мира из ничего, и многие другие. Галилео Галилей спасся только тем, что публично отрекся от учения Коперника, которому он следовал. А запрет с книги Н.Коперника был снят только в 1828 г.

Позже борьба концепций стала более цивилизованной, ожесточение научных школ выливалось в диспуты и обвинения друг друга в невежестве. И хотя ученых больше не сажали в тюрьмы и не сжигали на кострах, находились иные формы сведения счетов. Выступавшие против официальных концепций в той или иной области науки подвергались обструкции, их работы объявлялись «не признанными», а сами ученые изгонялись из институтов и университетов, лишались возможности публиковать свои труды.



Hosted by uCoz