![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 | |
ПРЕДИСЛОВИЕВ настоящем курсе лекций по концепциям современного естествознания изложены материалы соответствующего курса лекций, прочитанных автором в Государственном Университете управления в течение 1996-2000 гг. Наряду с широко известными материалами по истории развития концепций естествознания в прошлом в нем отражены некоторые проблемные вопросы современного естествознания. При разработке курса были использованы материалы многих авторов, в том числе автора данного курса. В последних отражена точка зрения автора на методологию современного естествознания, в том числе на методологию современной теоретической физики, являющейся его основой, на причины ее кризисного состояния, а также на пути выхода из кризиса. Целью курса является освещение, по возможности, истории, состояния, проблематики и перспектив развития основных направлений современного естествознания. В нем дан обзор истории накопления фактического материала в основных областях естествознания, основных моментов становления и борьбы концепций, изложено современное состояние, обозначены те проблемы, которые сегодня в них существуют, а также принципиальные пути их дальнейшего развития. В разделах, посвященных современному состоянию некоторых областей естествознания приведены основные современные термины и определения, а также основные элементарные законы. Показано, что несмотря на большие достижения, в целом в настоящее время состояние естествознания и его основы - теоретической физики можно характеризовать как кризисное. Это связано с исчерпанием основных идей теоретической физики, заложенных еще в начале XX столетия, и невозможностью какого-либо развития естествознания на путях традиционной феноменологии, т.е. только внешнего описания явлений. Показано, что выход из затруднений может быть осуществлен только с использованием динамической методологии, т.е. путем выявления внутреннего механизма физических явлений, а это можно сделать лишь возвратившись к представлениям об эфире - среде, заполняющей все мировое пространство и являющейся строительным материалом для всех видов материальных образований. В конце курса в главе “Эфиродинамика” эта мысль подкреплена примерами. Общим выводом курса является утверждение, что естествознание находится на пороге качественно новых открытий, это и будет означать очередную революцию в естествознании. | «В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится все более полным и точным». В.И.Ленин. Материализм и эмпириокритицизм История становления и развития естествознания - это история борьбы концепций и школ, стоящих за ними, борьбы ожесточенной. Концепция - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предметы, руководящая идея для их систематического освещения. Из этих представлений непосредственно вытекает методология исследований, поскольку проводить исследования, заранее не представляя ожидаемых результатов, практически невозможно. Однако исследователи часто забывают о том, что получение ожидаемого результата вовсе не говорит о правильности исходной концепции, а всего лишь не противоречит ей, поскольку одни и те же результаты в любом эксперименте могут быть предсказаны самыми различными концепциями. Тогда возникает вопрос о правоте той или иной научной школы и ее концепции, и здесь возможна их борьба за доказательство своей правоты, а вовсе не за объективную истину. Это связано прежде всего с тем, что верховенство той или иной концепции означает верховенство соответствующей школы, а отсюда и ее престиж и положение в обществе. На протяжении многих лет естествознание находилось под жестким контролем служителей религии, бдительно следивших за тем, чтобы ничто не нарушало авторитета религиозных догматов. Инакомыслие каралось жестоко. Запрещались и уничтожались не только книги, но и само занятие наукой. История Древнего Рима помнит преследования тех, кто занимался «магией», под понятия которой подводилось изучение природы и занятие точными науками. Так, при Тиберии (14-37 гг. н.э.) особым декретом из страны были изгнаны маги и математики, и один из них -Питаний - был казнен. По наущению патриарха Кирилла христианская чернь разрушила в 415 г. Му-сеум - Александрийский университет - и зверски убила философа и математика Гипатию, славившуюся своими лекциями и красотой. В средние века в Европе свирепствовала «святая» инквизиция, сжигавшая еретиков, осмелившихся хоть в чем-то перечить церкви. Ее жертвами стали многие выдающиеся мыслители, в том числе Джордано Бруно, итальянский философ и поэт, высказывавший идеи о множественности миров во Вселенной, Джулио Ванини, итальянский философ, отрицавший сотворение мира из ничего, и многие другие. Галилео Галилей спасся только тем, что публично отрекся от учения Коперника, которому он следовал. А запрет с книги Н.Коперника был снят только в 1828 г. Позже борьба концепций стала более цивилизованной, ожесточение научных школ выливалось в диспуты и обвинения друг друга в невежестве. И хотя ученых больше не сажали в тюрьмы и не сжигали на кострах, находились иные формы сведения счетов. Выступавшие против официальных концепций в той или иной области науки подвергались обструкции, их работы объявлялись «не признанными», а сами ученые изгонялись из институтов и университетов, лишались возможности публиковать свои труды. |