Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 201   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201 202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

ном огненно-жидком состоянии Земли были заменены идеями об ее образовании из скоплений холодных твердых частиц (гипотеза О.Ю.Шмидта, 1943).

Как видно из приведенного обзора, становление геологии как науки сопровождалось ожесточенной полемикой между приверженцами различных концепций. Сам факт споров, длившихся по нескольку десятков лет, говорит о том, что противоборствующие школы охватывали лишь частично отдельные стороны геологических процессов и, не имея достаточных данных о фактических механизмах происхождения пород, дополняли нехватку знаний относительно поверхностными предположениями, распространяя следствия из них неправомерно широко. В принципе, это характерно для всех такого рода гипотез.

Прикладная геология - это геология полезных ископаемых, гидрогеология (наука о подземных водах), инженерная геология (изучающая геологические условия строительства различных сооружений) и военная геология (занимающаяся применением геологии в военном деле).

Г еохронологическая шкала фанерозоя Т абл.9.1.

Г руппа (эра)

Система (период)

Начало,

млн.лет

назад

Продолжительность, млн. лет

Кайнозойская (67 млн.лет)

Антропогеновая

(четвертичная)

1,5*

1,5*

Неогеновая

25

23,5

Палеогеновая

67

42

Мезозойская (163 млн.лет)

Меловая

137

70

Юрская

195

58

Триасовая

230

35

Палеозойская (240 млн. лет)

Пермская

285

55

Каменноугольная

350

75-65

Девонская

410

60

Силурийская

440

30

Ордовикская

500

60

Кембрийская

570

70

* По разным данным от 600 тыс. до 3,5 млн. лет

Современная геология связана с очень большим числом наук о Земле. Широкое применение при геологических исследованиях физических и химических методов способствовало бурному развитию физики Земли и геохимии. Тесная связь объединяет геологию с геодезией и с комплексом физико-географических наук - геоморфологией, климатологией, гидрологией, океанологией, гляциологией и др. Большое влияние на геологию оказывают планетная космогония и палеонтология.

Все большее значение приобретают экспериментальный метод физического моделирования структурных форм и тектонофизика, занимающаяся приложением

законов физики твердого тела и реологии к выяснению условий формирования тектонических структур.

Однако многие теоретические проблемы геологии до сих пор не нашли своего решения. К ним относятся причины расширения планеты, дрейфа материков и суб-дукции морского дна, причины, по которым одни минералы сопутствуют другим, причины повсеместного распространения на больших глубинах нефти и каменного угля, причины концентрации в определенных местах крупных рудных месторождений и т.п.

Геология, как и любая другая наука, остро нуждается в понимании механизмов изучаемых ею процессов, и предстоит большая работа по их выяснению.

9.2.3. География

География - система естественных и общественных наук, изучающая природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных географических дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми ими объектами и общностью научных задач, состоящих в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создания наиболее блогоприятной среды для жизни людей.

Задачи и содержание географии неоднократно менялись на протяжении ее многовековой истории. Эмпирическое представление об окружающей среде появилось вместе с трудом и занимало главное место в общей сумме знаний первобытного человека.

Первые географические сведения содержатся в древнейших письменных источниках, оставленных народами рабовладельческого Востока. Истолкование природы было главным образом религиозно-мифологическим, однако уже тогда содержало отдельные объективные сведения о природных явлениях.

Первые попытки естественнонаучного объяснения географических явлений - смены суши и моря, землетрясений и разливов рек принадлежат философам ионийской школы VI в. до н.э. - Фалесу и Анаксимандру. Развитие мореплавания и торговли вызвало необходимость в описаниях суши и морских берегов. Гекатей Милетский составил описание всех известных в то время стран. Крупнейшим представителем физико-географического направления древней географии был Аристотель (IV в.-до н.э.). В его «Метеорологии» содержатся идеи взаимопроникновения земных оболочек и кругооборота воды и воздуха. Представителем другого направления - описательно-эмпирического был Геродот (V в. до н.э.). В те времена уже возникли идеи о шарообразности Земли и о пяти тепловых зонах. В III-II вв. до н.э. учеными александрийской школы Дикеархом, Эратосфеном, Гиппархом была развита математическая география, позволившая определить размеры земного шара и положение пунктов на его поверхности.

Античная география получила свое завершение в I—II вв. н.э. в трудах Страбона и Птолемея. Первый представлял страноведческое направление. В его опи



Hosted by uCoz