![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 | |
механических систем. Исходными для решения этой проблемы явились принцип возможных перемещений, выражающий общее условие равновесия механической системы, развитию которого были посвящены исследования П.Бернулли, Л.Карно, Ж.Фурье, Ж.Г.Лагранжа и др., а также принцип динамики, разработанный Ж.Д’А-ламбером, согласно которому силы, приложенные к точке, реакции наложенных связей и силы инерции взаимно уравновешиваются. Францусский ученый П.Мопертюи разработал принцип наименьшего действия, которые затем развили Л.Эйлер и францусский академик Ж.Л.Лагранж. В 1788 г. появилась знаменитая «Аналитическая механика» Лагранжа, приведшая классическую механику в стройную систему. Приложение аналитических методов к механике сплошной среды привело к разработке теоретических основ гидродинамики идеальной, т.е. невязкой и несжимаемой жидкости. Основополагающими здесь явились труды Л.Эйлера, Д. Бернулли, Лагранжа, Д’Аламбера, а также М.В.Ломоносова, открывшего закон сохранения вещества. В XIX в. продолжалось интенсивное развитие всех разделов механики. Классические работы Эйлера и Лагранжа, продолженные русским математиком С.Ко-валевской, послужили основой разработки теории гироскопа. Дальнейшему развитию принципов механики были посвящены труды М.В.Остроградского, У.Гамильтона, К.Якоби, Г.Герца и др. В решении фундаментальной задачи механики и всего естествознания - об устойчивости равновесия и движения ряд важных результатов - получили английский механик Э.Раус и русский ученый Н.Е.Жуковский. Разработка методов решения задачи устойчивости движения принадлежит А.М.Ляпунову. Основы современной теории автоматического регулирования были разработаны И.А.Выш-неградским. Параллельно с динамикой в XIX в. разрабатывалась и кинематика. Францусский ученый Г.Кориолис доказал теорему о составляющих ускорения тела в относительном движении. С тех пор в механику вошло представление о поворотном ускорении, которое получило его имя. Возросло значение прикладных исследований по кинематике механизмов, важный вклад в это направление сделал петербургский профессор П.Л.Чебышев. В XX в. появились новые разделы механики - теория нелинейных колебаний, теория реактивного движения тел с переменной массой, основанная трудами русских ученых И.В.Мещерского и К.Э.Циолковского. Появились два новых раздела - аэродинамика, основанная Н.Е.Жуковским, и газовая динамика, основы которой были заложены С.А.Чаплыгиным. Развитие гидроаэромеханики протекало в тесной связи с запросами практики. Первые гидротехнические устройства (каналы, колодцы) и плавающие средства (плоты, лодки) появились еще в доисторические времена. Изобретение таких сложных аэро- и гидромеханических устройств, как парус, весло, руль, насос также относится к далекому прошлому. Развитие мореплавания и военного дела послужило стимулом к появлению основ механики и, в частности, гидроаэромеханики. Главной проблемой гидроаэромеханики с самого ее возникновения стало взаимодействие между средой (водой, воздухом) и движущимся или покоящимся в | ней телом. Первым ученым, внесшим значительный вклад в гидроаэромеханику, был Архимед (III в. до н.э.), открывший основной закон гидростатики, на погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, вытесненной телом. Эта сила приложена в центре тяжести объема погруженной части тела. Архимед создал теорию равновесия жидкостей. Труды Архимеда явились основой для создания ряда гидравлических аппаратов, в том числе поршневых насосов. Следующий этап развития гидроаэромеханики относится к эпохе Возрождения (XVI-XVII вв.). Итальянский ученый Леонардо да Винчи сделал первый существенный шаг в изучении движения тел в жидкости и газе. Он, наблюдая полет птиц, открыл существование сопротивления среды и считал, что воздух, сжимаясь вблизи передней части тела, «загустевает» и поэтому препятствует движению в нем тел. В настоящее время это явление называется «воздушная подушка». Сжимаясь под крылом птицы, воздух, по его мнению, создает опору для крыла, блогодаря чему и возникает подъемная сила. Францусский математик и физик Б.Паскаль установил, что давление в каждой точке жидкости действует одинаково во все стороны. Первое теоретическое определение закона сопротивления принадлежит И.Ньютону, который объяснял сопротивление тела при движении его в газе ударами частиц о лобовую часть тела, а величину сопротивления считал пропорциональной квадрату скорости тела. Ньютон также обнаружил сопротивление, связанное с трением тела о жидкость. Создателями теоретической гидродинамики являются Л.Эйлер и Д.Бернул-ли, оба много лет работавшие в Петербурге. Леонард Эйлер (1707-1783) и Даниил Бернулли (1700-1783) положили начало гидромеханике как науке. Эйлером были выведены уравнения равновесия и движения жидкостей и газов и сформулирован закон сохранения массы для жидкого тела. Эйлер исследовал некоторые вопросы движения тел в жидкости и полученные результаты применил к задачам судостроения и конструирования гидравлических машин. Метод Эйлера, который заключается в том, что движение жидкости определяется путем задания поля скоростей жидкости в пространстве в каждый момент времени, до настоящего времени является основным методом гидродинамики. Эйлер же вывел уравнение движения идеальной жидкости как основное уравнение гидро- и аэродинамики. В дальнейшем это уравнение было развито францусским инженером и ученым Л.Навье (1785-1836) и английским физиком Дж.Стоксом (1819-1903), которые учли влияние вязкости на течение жидкости. Уравнение движения вязкой несжимаемой жидкости получило название уравнения Навье-Стокса. Даниил Бернулли впервые ввел термин «гидромеханика». Он установил зависимость между удельными энергиями при движении жидкости, эта зависимость в настоящее время называется уравнением Бернулли. Из уравнения видно, что при движении струи жидкости в трубе с переменным сечением при постоянстве суммы кинетической и потенциальной энергий при увеличении скорости давление в струе будет снижаться и наоборот. Это положение широко подтверждено практикой. С тех пор основной задачей гидроаэродинамики является нахождение поля |