Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 258   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258 259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

глубокие познания, в них виден замечательный исследователь-экспериментатор. С другой стороны, там, где дело касается теории, это страстный мечтатель и фантазер, связывающий алхимию с вопросами чисто религиозного характера и считающий, что отыскать философский камень может только глубоко блогочестивый и религиозный человек. Жизнь человека он считает процессом, тождественным превращению неблогородных металлов в золото. Вываривание и очищение металлов он соотносит с могилой, где гниение освобождает человека от неблогородных составных частей.

Химические знания Валентино были необыкновенно велики: он тщательно изучил мышьяк и некоторые его соединения; он впервые определенно говорит о висмуте и называет цинк; он первый получил весьма чистую ртуть, свинцовый сахар, гремучее золото, железный купорос и другие соединения. Найдя возможность очищать золото от неблогородных примесей, сплавляя его с сурьмой, а с другой стороны, зная, что многие болезни излечиваются препаратами сурьмы, он выводит заключение о том, что все, что может облогородить металл, может облогородить и организм, т.е. излечить его от болезни.

Изучая обыкновенный спирт, Валентино наблюдал образование эфиров под действием на него кислот. Освоив лучше своих предшественников методы химического анализа, он указал, что многие неблогородные металлы содержат примеси серебра и золота, что часто является причиной заблуждения алхимиков. Это указание сыграло огромную роль в развитии скептического отношения к «превращению металлов».

Наиболее крупным открытием Валентино следует считать открытие соляной кислоты - вещества, имеющего первостепенное значение и в науке, и в практике. Особенно обширны его исследования сурьмы и ее препаратов - эти исследования составляют первый шаг по тому пути, который в истории химии носит название «иатрохимии (от слова «иатро» - врач), или периода медицинской химии».

Работы Валентино подготовили переход алхимии к иатрохимии и затем к химии.

Следующий после алхимии этап - иатрохимия - течение в медицине, возникшее в XVI в. под влиянием воззрений алхимиков, считавших философский камень универсальным и могущественнейшим лечебным средством, и открытых ими многих химических препаратах, оказывающих лечебное действие на организм.

Собственно, первым основателем иатрохимии был Парацельс, который родился в 1493 г. в Швейцарии. В связи с алхимической теорией о составе металлов из философской серы и ртути он считал оба этих вещества вместе с философской солью основными элементами всякого организма.

Сера, ртуть и соль, по мнению Парацельса, не вполне сходны с веществами, которые под этими именами встречаются в природе. Это лишь символы, характеризующие отношение различных веществ к огню. Сера означает понятие о горючести и изменяемости вообще. Ртуть выражает способность вещества улетучиваться без изменения от нагревания. Соль - символ устойчивости, не разрушаемости от огня.

Всякое изменение во взаимоотношении этих элементов приводит к болезни. Избыток серы вызывает лихорадку и чуму, ртути - параличи и уныние, соли -

водянку и понос. Задача врача состоит в том, чтобы выяснить эти отношения и восстановить нормальное сочетание этих трех элементов. Для этого он должен пользоваться химическими лечебными средствами, изучение химического состава которых и составляет задачу иатрохимии.

Именно Парацельс впервые высказал мысль о том, что все процессы, совершающиеся в организмах людей и животных, суть сложные химические превращения, а следовательно, основной целью химии должно быть приготовление лекарств. «Это волшебные стрелы, поражающие болезнь»- писал он. По его мнению, для приготовления лекарств нужно широко пользоваться не только органическими веществами, но и различными соединениями металлов. Поэтому он изучал многие неорганические соединения и, в частности, научно доказал, что квасцы являются замечательным веществом с удивительными свойствами. Он и его последователи-иатрохимики провели многочисленные исследования свойств органических и неорганических веществ.

12.1.3. Флогистонная химия

С начала XVIII в. в химии господствует флогистонная теория, разработанная немецким химиком Шталем (1660-1730). Согласно этой теории все материалы при горении выделяют единое вещество - флогистон, после горения и выделения флогистона остаются другие составные части материала: после горения фосфора и серы - кислоты, металлов - «известки», угля, состоящего почти полностью из флогистона - зола. При нагревании кислот и «известки» в присутствии угля, флогистон из угля переходит в кислоты и «известку» и вновь получаются исходные тела - сера, фосфор и металлы.

Сторонники теории флогистона вели борьбу с алхимией. Итогом этой борьбы было опровержение алхимических доктрин, показ невозможности на их основе объяснить протекание разнообразных химических процессов. Сторонники алхимии защищали свое учение с помощью религиозных, мистических, каббалистических и магических воззрений. Сторонники теории флогистона противопоставляли им эксперимент.

Иатрохимия, в силу ограниченности своих целей, не смогла вытеснить алхимию. Эту задачу, по словам Энгельса, выполнила флогистонная химия.

Второй важной заслугой флогистонной химии является то, что сторонники теории флогистона в своем споре с алхимиками возвысили эксперимент, разум и критическое осмысление наблюдений до положения высших судей, которые должны решать, правильна или ошибочна данная теория. Но, в сущности, именно это положило конец теории флогистона.

Во время господства этой теории основной целью химии стало выделение флогистона и определение его физических и химических свойств. Таким веществом, правда, короткое время считался открытый Кавендишем в 1766 г. водород, который обладал почти всеми химическими свойствами флогистона. Интересно, что открытие Дж.Пристли в 1724 г. кислорода дало существенную поддержку теории флогистона, так как интенсивное горение в кислороде разных материалов легко



Hosted by uCoz