Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 294   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294 295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил он. И блогословил их... И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душой живою».

Священная книга мусульман Коран содержит более детальное, чем Библия, описание процесса создания человека:

«...Мы уже создали человека из эссенции глины, потом поместили мы его каплей в надежном месте, потом создали из капли сгусток крови и создали из сгустка крови кусок мяса, создали из этого куска кости и облекли кости мясом, потом Мы вырастили его в другом творении,- блогословлен же Аллах, лучший из творцов!»

Согласно буддизму все в мире является следствием движения дхарм - нематериальных частиц. Сталкиваясь друг с другом, они образуют временные соединения в виде живых существ и неодушевленных предметов. Одной из таких комбинаций дхарм является человек.

Противоречивость религиозных теорий побудила к поиску других объяснений происхождения людей. Необходимость новых гипотез антропогенеза была вызвана также тем, что ряд фактов не вписывался в религиозную картину сотворения человека.

Во-первых, в результате случайных находок и целенаправленных поисков были обнаружены костные останки существ, имеющих некоторое сходство с современным человеком, но явно к нему не относящихся. Чьи же они, если религии считают, что Творец создал человека сразу в его нынешнем облике?

Во-вторых, найдены каменные орудия труда. Кому они принадлежали, если животные их делать не умеют, а человек в то время, которым датируется их изготовление, еще не существовал?

В-третьих, в живой природе обнаружено действие принципа эволюции. Почему же человек является исключением из него?

Приведенные соображения привели к поискам решения проблемы на материалистической основе.

13.3.3. Биологические концепции

Семипольная концепция

Более ста лет назад, в 1871 г. принципиальное решение части проблемы антропогенеза дал Ч.Дарвин, доказав происхождение человека от «некоей нижестоящей животной формы». Тем самым человек был включен в общую цепь эволюционных изменений органического мира, протекавших на Земле в течение многих сотен миллионов лет. На основании многочисленных сравнительноанатомических и эмбриологических данных он обосновал идею родства человека и современных человекообразных обезьян (антропоидов), следовательно, и общности их происхождения от древней исходной формы. Так возникла семинальная концепция антропогенеза. Согласно этой концепции человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой, по мнению Дарвина, ископаемое африканское обезьяноподобное существо.

Семинальная концепция не только не была поколеблена последующим развитием науки, но, напротив, блестяще подтверждена многочисленными палеонтологическими открытиями. Они дали прямые доказательства этой концепции, которая была построена исключительно на косвенных доказательствах - сходстве в строении современного человека и современных антропоидов.

В последарвиновский период в древних слоях земли обнаруживали «недостающие звенья», связывающие гипотетическую исходную форму с современным человеком. Находки костных остатков питекантропов, синантропов, атлантро-пов, многочисленных палеантропов (неандертальцев) и, наконец, ископаемых людей современного типа (кроманьонцев), а также памятников их материальной культуры эпохи палеолита позволили построить гипотетическую схему эволюционной трансформации обезьяноподобного предка в человека современного анатомического типа. Кроме того, за последние десятилетия наука получила новые свидетельства теснейшего родства человека и современных антропоидов, которыми Ч.Дарвин не располагал. Это прежде всего физиологические, биохимические, генетические и иммунологические данные. Речь идет о сходстве систем, групп крови, белков, ферментов, кариотипа, ДНК и т.д.

От общей исходной формы в середине третичного периода разошлись две ветви эволюции: первая - понгидная, приведшая много миллионов лет спустя к современным человекообразным обезьянам, и вторая - гоминидная, развитие которой в конечном счете привело к появлению человека современного анатомического типа. Эти ветви, отделившись от общей исходной формы, в дальнейшем развивались независимо друг от друга.

Ветвь высших обезьян эволюционировала в направлении приспособления к древесному образу жизни со всеми вытекающими отсюда анатомическими особенностями удлинением передних и укорочением задних конечностей, укорочением большого пальца кисти, удлинением и сужением костей таза, развитием гребней на черепе, резким преобладанием лицевого отдела черепа над мозговым и т.п.

Человеческая ветвь, напротив, развивалась в направлении приспособления к наземному образу жизни, прямохождению, освобождению передних конечностей от функций опоры, использованию их для употребления природных предметов в качестве орудий, что и было решающим в выделении человека из природного мира. Это обусловило удлинение нижних и укорочение верхних конечностей, утрату стопой хватательных функций и превращение ее в орган опоры выпрямленного тела, развитие головного мозга, преобладание мозгового черепа над лицевым, исчезновение гребней, надглазничного валика и других элементов мышечного рельефа черепа, образование подбородочного выступа на нижней челюсти и т.п.

Таким образом, прямохождение явилось глубочайшим качественным переломом в эволюции высших приматов, так как создавало главнейшую биологическую предпосылку возникновения трудовой деятельности, которая была решающим фактором выделения человека из животного мира.

Открытия начиная с 1924 г. в Южной Африке и с 1959 г. в Восточной Африке, костных остатков двуногих высокоразвитых ископаемых приматов - австрало-



Hosted by uCoz