Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 280   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280 281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

гие химические реакции не удается осуществить только потому, что их исключительно трудно остановить вовремя или ввести в желаемое русло. Множество струк-турно-химических факторов, непосредственно влияющих на скорость процессов, не приведено в систему, и это ждет своих исследователей.

Но в подобном же положении находятся и все новые направления химии -радиационная химия, лазерная химия и все остальные. В них накоплен и продолжает накапливаться богатый экспериментальный материал, но теорий этих направлений до сих пор практически нет, их нужно создавать, иначе поиск нужных результатов осуществляется вслепую.

Отдельно нужно сказать о проблеме утилизации отходов химических предприятий, о создании замкнутых технологий, о комплексном безотходном использовании всех химических материалов на химических комбинатах. Экологические проблемы становятся одними из важнейших, и химическое производство должно приобрести соответствующий вид.

Таким образом, в химии, как и во многих других областях науки, имеется широкое поле деятельности для грядущих поколений исследователей.

Литература к главе 12.

1. Азимов А. Краткая история химии. М., Мир, 1983, 190 с.

2. Быков Г.В. История органической химии. М., Наука, 1978, 375 с.

3. Джуа М., История химии. Пер. с итал. М., Мир, 1975, 452 с.

4 Краснов К С. Молекулы и химическая связь. М., Высшая школа, 1977, 280 с.

5. Кузнецов В.И. Диалектика развития химии. М., Мир, 1973, 477 с.

6. Меншуткин Н.А. Очерк развития химических воззрений. Спб, 1888.

7. Штрубе В. Пути развития химии. М., Мир, 1984. Т. 1 -240 с.; т. 2 - 280 с.

8. Эрдеи-Груз Т. Основы строения материи. М., Мир, 1976, 438 с.

Глава 13. БИОЛОГИЯ

«Природа производит все ради чего-нибудь и не делает ничего лишнего».

Аристотель. Физика

13.1. Становление традиционной биологии

Биология - совокупность наук о живой природе. Предмет изучения биологии - все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Задачи биологии состоят в изучении всех биологических закономерностей, раскрытии сущности жизни и ее проявлений с целью познания и управления ими.

Основными методами биологии являются:

- наблюдение, позволяющее описать биологическое явление;

- сравнение, дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений (например, особей одного вида, разных видов или для всех живых существ);

- эксперимент или опыт, в ходе которых исследователь искусственно создает ситуацию, помогающую выявить глубже лежащие свойства биологических объектов;

- исторический метод, позволяющий на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познавать процессы развития живой природы.

Биология прошла длительный путь развития.

В древние времена, до Аристотеля, т.е. до IV в. до н.э. биологические науки занимались исключительно накоплением фактов. Вопрос о причинах явлений едва затрагивался, а чаще совершенно не возникал. Отдельные попытки объяснить наблюдаемые явления отличались фантастическим, произвольным и ненаучным характером. Бедность фактов, отсутствие научных методов составляют характерную черту биологических наук в древнем мире.

Первая попытка положить основание научного подхода к биологическим наукам принадлежит Аристотелю, который собрал накопившийся до его времени фактический материал и дополнил его множеством собственных наблюдений. Существенную помощь ему оказал его ученик Александр Македонский, доставивший Аристотелю богатый зоологический материал из своих походов. Аристотель не ограничился описанием внешнего вида животных, но стремился изучать их строение, психическую жизнь, историю развития. Многие его наблюдения подтвердились в новейшее время.

Аристотель сделал первую попытку классификации животных, и его система классификации стоит гораздо выше, чем системы его преемников. Животное царство Аристотель разделил на две большие группы: имеющих кровь и лишенных крови.

Имеющие кровь подразделяются им на: четвероногих живородящих, птиц, четвероногих и безногих яйцеродящих, безногих живородящих (киты) и рыб.



Hosted by uCoz