Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 303   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303 304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

свойствами. Но только в XIX в. чешский биолог Ян Пуркине (1787-1869) открыл ядро яйцеклетки (1825), а в 1831-33 гг. английский ботаник Р.Броун описал ядро как составную часть клетки, назвав его нуклеус. Так называлось по латыни ядро незрелого лесного ореха. Это открытие привлекло внимание исследователей к содержимому клетки и дало критерий для сопоставления растительных и животных клеток.

В 1835 г. Моль впервые наблюдал деление растительных клеток, а Пуркине в 1839 г. ввел понятие «протоплазма» (протос - первичное, плазма - нечто аморфное, слизь) и был близок к созданию клеточной теории.

Но одно дело увидеть, что в организме имеются клетки, а совсем другое -сделать вывод, что клетки - это строительный материал, из которого созданы тела животных и растений. Основы теории клеток были созданы немецким ученым Теодором Шванном (1838-1839) и описаны в его труде «Микроскопические исследования о единстве строения животных и растений». Для изучения строения клеток Шванн применял специальную технику и делал скальпелем тонкие срезы тканей. Сделанные им рисунки со срезов плотных тканей - хрящевой, сухожильной - дают вполне удовлетворительное представление о составных частях клетки - цитоплазме, ядре, ядрышке. Шванн изучал мышцу у эмбрионов и нашел момент, когда они еще состоят из клеток и не переродились в волокна и тяжи. Именно Шванн искал и обнаружил в разнообразии единичных факторов единообразие, отражающее всеобщие закономерности (рис. 13.2).

Клеточная теория, созданная Шванном вместе с другим немецким ученым М.Шлейденом, содержала следующие основные положения:

а) клетка - элементарная единица живого и основная единица строения и развития всех живых организмов;

б) клетки сходны по своему строению и химическому составу;

в) размножение клеток происходит путем деления материнской клетки;

г) клетки связаны между собой и выполняют различные функции.

Эти положения клеточной теории почти не изменились до нашего времени.

Ф.Энгельс относил открытие клеточного строения животных и растений к числу величайших достижений естествознания XIX столетия.

Создание клеточной теории стало важнейшим событием в биологии, одним из решающих доказательств единства всей живой природы. Клеточная теория оказала значительное влияние на развитие биологии, послужила главным фундаментом для развития таких дисциплин, как эмбриология, гистология и физиология. Она дала основу для объяснения эволюционной взаимосвязи организмов и для понимания индивидуального развития.

Однако одно время первый постулат клеточной теории подвергался многочисленным нападкам и критике. Некоторые авторы указывали, что в многоклеточных организмах, особенно у животных, кроме клеток существуют и межклеточные, промежуточные вещества, которые тоже, казалось, обладали свойствами живого. Но вскоре было показано, что межклеточные вещества представляют собой не самостоятельные образования, а продукты активности отдельных групп клеток.

Другие возражения касались того, что часто у животных кроме отдельных клеток встречаются так называемые симпласты и синцитии (соклетия), а у растительных клеток - плазмодии. Это крупные цитоплазматические образования со множеством ядер, не разделенные на отдельные клеточные территории. Однако было показано, что такие образования возникают вторично за счет слияния отдельных клеток или же в результате деления одних ядер без разделения цитоплазмы.

К середине прошлого столетия одноклеточные животные и растения - вездесущие обитатели любой капли загнивающей воды, лужи, канавы стали привлекательным материалом для исследований. В капле воды, помещенной под микроскоп, открывается целый мир существ -корненожек, жгутиков, инфузорий, обладающих типичным клеточным строением.

Вопреки взглядам Шлей-дена и Шванна на возникновение клеток из бесструктурного неклеточного вещества - цитобластемы, с 40-х годов XIX в. начинает укрепляться убеждение, что умножение клеток происходит только путем их деления. Немецкий ученый Р.Вирхов в 1858 г. выдвинул принцип «omnis cellula е cellula» - каждая клетка происходит только из клетки. Вирхов доказывал, в частности, что в основе каждого заболевания лежит нарушение жизнедеятельности тех или иных клеток организма. Учение Вирхова заставило патологов заняться изучением клеток.

К середине XIX в. «оболочечный» период в изучении клеток заканчивается и утверждается взгляд немецкого ученого М.Шульце (1861) на клетку как на «комок протоплазмы с лежащим внутри него ядром». В том же году австрийский физиолог Э.Брюкке показывает сложность протоплазмы, а в последнюю четверть XIX столетия был обнаружен ряд постоянных составных частей протоплазмы -органоидов: центросомы, митохондрий, сетчатый аппарат, была обнаружена нуклеиновая кислота и открыто деление клеток (рис. 13.3).

Рис. 13.2. Различные формы клеток в связи с выполняемыми функциями: 1 - клетка эпителия кишечника; 2 - бактерии (кокки, кишечная палочка, спириллы со жгутиками на концах тела); 3 - диама-товая водоросль; 4 - мышечная клетка; 5 - нервная клетка; 6 - одноклеточная водоросль ацетабулярия; 7- клетки печени; 8 - инфузория; 9 - эритроциты человека; 10 - клетки эпидермии лука; 11 - жгутиконосец.



Hosted by uCoz