Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 220   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220 221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

Термоскоп Галилея представлял собой стеклянную трубку, верхний конец которой заканчивался шариком. Открытый нижний конец трубки помещался в воду, которая устанавливалась в ней на некотором уровне. При нагревании шарика воздух в нем расширялся и вытеснял из трубки часть воды, вследствие чего ее уровень понижался. При охлаждении шарика уровень воды повышался. Таким образом можно было качественно судить о степени нагретости воздуха.

Только через 60 лет, в 1657 году, термоскоп был усовершенствован во Флоренции организованной там «Академией опыта». Термоскоп перевернули, и в него был налит спирт, который расширялся при нагреве и не замерзал при низких температурах. Трубку разделили стеклянными бусинками на ряд отдельных частей. Число делений составляло от 40 до 50. Таким образом был получен прообраз будущего термометра. Этот прибор позволил флорентийским ученым сделать важные открытия, например, открыть тепловое излучение нагретых тел, направляя излучение от вогнутых зеркал на шарик.

Когда голландский физик Х.Гюйгенс открыл в 1665 г. постоянство температуры кипящей воды, он предложил использовдть эту температуру в качестве одной из постоянных точек термометра, но это было реализовано позже.

Существенный шаг вперед был сделан немецким ученым Д.Г.Фаренгейтом (1686-1736), который предложил в качестве постоянных точек термометра использовать температуру смеси снега со льдом и температуру человеческого тела. Эти точки были обозначены соответственно 32 и 92. Фаренгейт заменил спирт ртутью, а в качестве верхней постоянной точки шкалы он взял температуру кипящей воды, обозначив ее числом 212. Термометрическая шкала Фаренгейта до сих пор применяется в Англии и США.

Современные постоянные точки термометра - температуры тающего льда и кипящей воды были предложены францусским ученым Р.А.Реомюром в 1730 году. Шкалу между этими точками Реомюр разделил на 80 частей, причем нулю соответствовала температура кипящей воды, а 80 - тающего льда. Стоградусная термометрическая шкала, получившая наибольшее распространение, была предложена шведским физиком Цельсием в 1742 г. В этой шкале точка таяния льда обозначалась числом 100, а точка кипения воды - нулем. Только в 70-х годах XVIII в. было введено современное обозначение этих точек: температура таяния льда была принята за ноль стоградусной шкалы, а температура кипения воды за 100 градусов (лед и вода при этом должны быть совершенно чистыми, а атмосферное давление - 760 мм. рт. ст.). Эта шкала получила название шкалы Цельсия.

В настоящее время наряду со шкалой Цельсия в физике используется абсолютная термодинамическая температурная шкала (шкала Кельвина, названа в честь В.Томсона - лорда Кельвина), в которой за нулевую точку отсчета принят абсолютный нуль температуры (-273,15 град. Цельсия). Шкала утверждена X Генеральной конференцией по мерам и весам в 1954 г.

В России в первой половине XVIII в. были распространены ртутные термометры, изготовленные францусским астрономом и петербургским академиком Ж.Н.Делилем.

Длина их была 90 см, а шкала разделена на 150 делений. Этими термометрами широко пользовались русские ученые. Из-за больших размеров они были неудобны в употреблении и были вытеснены термометрами Реомюра.

Изучение тепловых явлений на основе опыта позволило подойти ближе к решению вопроса о природе теплоты.

Еще в XVII в. некоторые ученые, исходя из представлений об атомном строении тел, считали, что нагретость тел есть проявление движения их молекул. Для обоснования этой точки зрения они приводили в качестве примеров опытные факты, в которых связь между движением и теплотой не вызывала сомнений. Так, францусский философ Р.Декарт ссылался на то, что, потирая ладони рук одна о другую, можно их согреть. Английский физик и химик Роберт Бойль (1627-1691) также отмечал, что при ударах тела нагреваются.

Представление о теплоте как об особом виде движения в середине XVIII в. было глубоко развито М.В.Ломоносовым. Он полагал, что природа теплоты -вращательное движение молекул. На основе своей теории он объяснил некоторые свойства газов, в частности закон Бойля-Мариотта, объяснил многие тепловые явления - теплопроводность, плавление и т.д. Ломоносов открыл не только Закон сохранения материи, но и движения. Он пришел к выводу о существовании «последней ступени холода» (абсолютного нуля), когда всякое движение молекул прекратится. Это было подтверждено В.Томсоном 100 лет спустя. Отстаивая механическую теорию теплоты, Ломоносов в заключительной части своей диссертации разко обрушивается на сторонников теории теплорода, хотя теория теплорода тогда была общепринятой. И вполне понятна реакция ученого мира на появление этой диссертации. Академическое собрание, которое рассматривало труды Ломоносова, весьма скептически отнеслось к идеям ученого.

Но далеко не все тепловые явления удавалось объяснить движением молекул, и поэтому не все ученые разделяли подобную точку зрения на теплоту. Так, широкое распространение получила иная точка зрения, согласно которой теплота рассматривалась как особое вещество - теплород. Её автором был учитель Ломоносова немецкий физик Х.Вольф. По этой теории, приток теплорода в тело должен вызывать его нагрев, убыль - охлаждение. Экспериментальное подтверждение того, что при теплообмене общее количество теплоты сохраняется, казалось, подтвердило гипотезу о том, что теплота - это особая жидкость.

С точки зрения многих ученых, подобное объяснение было вполне логичным, т.к. в это время считали, что электрические и магнитные свойства тел объясняются присутствием в них особых невесомых жидкостей - флюидов и поскольку теория теплорода объясняла все известные в то время тепловые явления. На этой основе петербургским академиком Г.В.Рихманом (1711-1753) и шотландским физиком Дж.Блэком (1728-1799) было объяснено явление «скрытой теплоты», необходимой для таяния льда. Они полагали, что часть теплорода тратится на сам этот процесс. Отсюда же пошло разграничение понятий тепла и температуры, которые до этого не различались. Блэк отчетливо понимал, что если тела имеют одинаковую температуру, то это не значит, что они содержат одинако-



Hosted by uCoz