![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 | |
Термоскоп Галилея представлял собой стеклянную трубку, верхний конец которой заканчивался шариком. Открытый нижний конец трубки помещался в воду, которая устанавливалась в ней на некотором уровне. При нагревании шарика воздух в нем расширялся и вытеснял из трубки часть воды, вследствие чего ее уровень понижался. При охлаждении шарика уровень воды повышался. Таким образом можно было качественно судить о степени нагретости воздуха. Только через 60 лет, в 1657 году, термоскоп был усовершенствован во Флоренции организованной там «Академией опыта». Термоскоп перевернули, и в него был налит спирт, который расширялся при нагреве и не замерзал при низких температурах. Трубку разделили стеклянными бусинками на ряд отдельных частей. Число делений составляло от 40 до 50. Таким образом был получен прообраз будущего термометра. Этот прибор позволил флорентийским ученым сделать важные открытия, например, открыть тепловое излучение нагретых тел, направляя излучение от вогнутых зеркал на шарик. Когда голландский физик Х.Гюйгенс открыл в 1665 г. постоянство температуры кипящей воды, он предложил использовдть эту температуру в качестве одной из постоянных точек термометра, но это было реализовано позже. Существенный шаг вперед был сделан немецким ученым Д.Г.Фаренгейтом (1686-1736), который предложил в качестве постоянных точек термометра использовать температуру смеси снега со льдом и температуру человеческого тела. Эти точки были обозначены соответственно 32 и 92. Фаренгейт заменил спирт ртутью, а в качестве верхней постоянной точки шкалы он взял температуру кипящей воды, обозначив ее числом 212. Термометрическая шкала Фаренгейта до сих пор применяется в Англии и США. Современные постоянные точки термометра - температуры тающего льда и кипящей воды были предложены францусским ученым Р.А.Реомюром в 1730 году. Шкалу между этими точками Реомюр разделил на 80 частей, причем нулю соответствовала температура кипящей воды, а 80 - тающего льда. Стоградусная термометрическая шкала, получившая наибольшее распространение, была предложена шведским физиком Цельсием в 1742 г. В этой шкале точка таяния льда обозначалась числом 100, а точка кипения воды - нулем. Только в 70-х годах XVIII в. было введено современное обозначение этих точек: температура таяния льда была принята за ноль стоградусной шкалы, а температура кипения воды за 100 градусов (лед и вода при этом должны быть совершенно чистыми, а атмосферное давление - 760 мм. рт. ст.). Эта шкала получила название шкалы Цельсия. В настоящее время наряду со шкалой Цельсия в физике используется абсолютная термодинамическая температурная шкала (шкала Кельвина, названа в честь В.Томсона - лорда Кельвина), в которой за нулевую точку отсчета принят абсолютный нуль температуры (-273,15 град. Цельсия). Шкала утверждена X Генеральной конференцией по мерам и весам в 1954 г. В России в первой половине XVIII в. были распространены ртутные термометры, изготовленные францусским астрономом и петербургским академиком Ж.Н.Делилем. | Длина их была 90 см, а шкала разделена на 150 делений. Этими термометрами широко пользовались русские ученые. Из-за больших размеров они были неудобны в употреблении и были вытеснены термометрами Реомюра. Изучение тепловых явлений на основе опыта позволило подойти ближе к решению вопроса о природе теплоты. Еще в XVII в. некоторые ученые, исходя из представлений об атомном строении тел, считали, что нагретость тел есть проявление движения их молекул. Для обоснования этой точки зрения они приводили в качестве примеров опытные факты, в которых связь между движением и теплотой не вызывала сомнений. Так, францусский философ Р.Декарт ссылался на то, что, потирая ладони рук одна о другую, можно их согреть. Английский физик и химик Роберт Бойль (1627-1691) также отмечал, что при ударах тела нагреваются. Представление о теплоте как об особом виде движения в середине XVIII в. было глубоко развито М.В.Ломоносовым. Он полагал, что природа теплоты -вращательное движение молекул. На основе своей теории он объяснил некоторые свойства газов, в частности закон Бойля-Мариотта, объяснил многие тепловые явления - теплопроводность, плавление и т.д. Ломоносов открыл не только Закон сохранения материи, но и движения. Он пришел к выводу о существовании «последней ступени холода» (абсолютного нуля), когда всякое движение молекул прекратится. Это было подтверждено В.Томсоном 100 лет спустя. Отстаивая механическую теорию теплоты, Ломоносов в заключительной части своей диссертации разко обрушивается на сторонников теории теплорода, хотя теория теплорода тогда была общепринятой. И вполне понятна реакция ученого мира на появление этой диссертации. Академическое собрание, которое рассматривало труды Ломоносова, весьма скептически отнеслось к идеям ученого. Но далеко не все тепловые явления удавалось объяснить движением молекул, и поэтому не все ученые разделяли подобную точку зрения на теплоту. Так, широкое распространение получила иная точка зрения, согласно которой теплота рассматривалась как особое вещество - теплород. Её автором был учитель Ломоносова немецкий физик Х.Вольф. По этой теории, приток теплорода в тело должен вызывать его нагрев, убыль - охлаждение. Экспериментальное подтверждение того, что при теплообмене общее количество теплоты сохраняется, казалось, подтвердило гипотезу о том, что теплота - это особая жидкость. С точки зрения многих ученых, подобное объяснение было вполне логичным, т.к. в это время считали, что электрические и магнитные свойства тел объясняются присутствием в них особых невесомых жидкостей - флюидов и поскольку теория теплорода объясняла все известные в то время тепловые явления. На этой основе петербургским академиком Г.В.Рихманом (1711-1753) и шотландским физиком Дж.Блэком (1728-1799) было объяснено явление «скрытой теплоты», необходимой для таяния льда. Они полагали, что часть теплорода тратится на сам этот процесс. Отсюда же пошло разграничение понятий тепла и температуры, которые до этого не различались. Блэк отчетливо понимал, что если тела имеют одинаковую температуру, то это не значит, что они содержат одинако- |