Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 328   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328 329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

Глава 15. ЭКОЛОГИЯ

«Ирония заключается в том, что будущие поколения не имеют права голоса. В результате мы решаем за них...»

Чарльз Хитч. Экология

«Каждый человек стоит ровно столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет».

Марк Аврелий. Наедине с собой

15.1. Краткая история становления экологии как науки

Экология (от греч. слова o’icos - жилище) - биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. Часто экологию определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой.

Современная экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека, и биосферы и этот аспект проблемы в настоящее время становится основным.

Термин «экология» предложил в 1866 г. немецкий зоолог Э.Геккель, определяя экологию как «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде», куда мы относим в широком смысле все «условия существования». На формирование экологии в XVIII в. оказали работы Линнея, Бюффона, Лепехина, в первую очередь в области зоологии, в которых изучался образ жизни организмов, а также зависимость их распространения и развития от различных факторов среды. Особенно велико было значение исследования географического распространения растений. Немецкий естествоиспытатель Гумбольд на основе многолетних наблюдений в Центральной и Южной Америке показал зависимость высотной и широтной поясности от температуры.

В России К.Ф.Рулье подчеркивал необходимость изучения животных во взаимодействии с другими организмами и средой обитания, особо отмечалась роль условий, создаваемых человеком (антропогенный фактор).

К середине XIX в. больших успехов достигла агрохимия. Согласно «закону минимума», сформулированному немецким ученым Либихом, в конкретных условиях не все питательные элементы почвы ограничивают урожай, а лишь содержащиеся в недостаточном для растения количестве.

Важный этап развития экологии связан с признанием необходимости целостного изучения естественной совокупности растений и животных. Такие совокупности называются биоценоз.

В начале XX в. ставится комплексная задача исследования совокупности растений и животных в их взаимодействии с абиотической средой. При ее решении большие успехи достигнуты в изучении внутренних водоемов, которые легче представить целостными системами и характеризовать обобщающими

показателями. Гидробиологи первыми начали изучать роль организмов в круговороте веществ и трансформации энергии в природе.

Количественное изучение кругооборота веществ на суше началось позднее - в 20-30-х годах XX в. Предпосылки к этому были созданы работами Докучаева в конце XIX в. в области почвоведения. Почва рассматривалась как особое естественноисторическое тело, образованное взаимодействием абиотических и биотических компонентов среды.

Значительными вехами явились работы Г.Ф.Морозова «Учение о лесе» (1912) и В.П.Сукачева «Введение в учение о растительных сообществах» (1915). В начале века американский ученый Р.Чемпен вводит понятие биотического потенциала, характеризующего скорость роста (размножения и выживаемости) популяции. Австралийский энтомолог А.Николсон (1933) описывает динамику численности как саморегулирующийся процесс. Всемирную известность получили экспериментальные работы с простейшими и микроорганизмами советского ученого Г.Ф.Гаузе, сформулировавшего принцип конкурентного исключения. Согласно этому принципу два вида, занимающие одну экологическую нишу, не могут сосуществовать в одном месте неограниченно долго.

В ходе развития экологии менялись ее содержание и определение. В 30-е годы считалось, что экология изучает адаптацию (приспособление) организмов к окружающей среде. В 50-х годах возникло экспериментальное направление изучения взаимодействия организмов, и экология стала определяться как наука о механизмах борьбы за существование. Стала изучаться внутривидовая и межвидовая конкуренция. Экологи вели работы в полевых условиях и анализировали колебания численности вредных грызунов и промысловых млекопитающих. То же стали делать и гидробиологи в связи с изучением биологической продуктивности водоемов.

Представления о трофических (пищевых) условиях позволило количественно охарактеризовать процесс превращения вещества и энергии при переходе с одного уровня на другой.

В 60-70-е годы наблюдается бурный рост экологических исследований. Характерной чертой экологии стало исследование процессов, охватывающих всю биосферу. Особенно пристально изучается взаимодействие человека и биосферы. С 1964 г. начались работы, проводимые в рамках Международной биологической программы.

Основная задача экологии на современном этапе - детальное изучение количественными методами основ структуры и функционирования природных и созданных человеком систем. Изучение популяций показало наличие у них сложной иерархической системы. Важное значение имеет изучение взаимодействия генетического состава популяций и ее экологических характеристик, взаимодействие популяций разных видов - конкуренция и хищничество.

Значительное влияние на методы экологии оказало развитие математики, моделирования, физики, философии. Расширились связи экологии с социологией, политической экономией, юриспруденцией, этикой.

На современном этапе развития человеческого общества, когда в результате



Hosted by uCoz