Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 291   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291 292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

Вселенной, но только попав в блогоприятные условия, она начинает долгий путь эволюционного развития.

Это подтверждается обнаружением самых простейших организмов (простейших микробов, водорослей, спор) в геологических отложениях с возрастом свыше 3,5 миллиарда лет.

Концепция панспермии

Панспермия в переводе с греческого означает «семя, охватывающее все». Согласно этой концепции жизнь во Вселенной существует извечно. Живая субстанция переносится от одной планеты к другой, не теряя жизнеспособности. Мировое пространство наполнено спорами микроорганизмов, которые под давлением световых лучей разносятся по всей Вселенной. За время путешествия в космическом пространстве, в вакууме и при крайне низкой температуре споры не погибают, а, попав на другой планете в подходящие условия, дают начало новым формам жизни. Концепция панспермии отрицает возможность самозарождения жизни и самопроизвольный переход неорганической материи в органическую.

Эта гипотеза в конце XIX столетия была выдвинута шведским физико-химиком Сванте Аррениусом, считавшим, что жизнеспособные споры могут с поверхности планет выноситься в мировое пространство, например, путем вулканических выбросов и т.п., а далее переноситься во Вселенной с огромными скоростями и проникать во все ее уголки.

Одним из главных возражений против гипотезы было представление о невозможности сохранения жизнеспособности в условиях космических перелетов. Однако поставленные эксперименты охлаждения простейших микроорганизмов до температуры жидкого азота и жидкого гелия подтвердили, что они жизнеспособность сохраняют, тем более если они находятся в споровом состоянии, т.е. покрываются защитной оболочкой.

В 1971 г. английский профессор Фрэнсис Крик, один из первооткрывателей структуры носителя наследственной информации, выдвинул ошеломляющую гипотезу о направленной панспермии. Речь идет о «посевах жизни» на нашей планете представителями высокоорганизованных существ.

Были выдвинуты и иные положения. Но все они требовали признания гипотезы о вечном существовании Вселенной, а это вошло в противоречие с положениями теории относительности А.Эйнштейна о «Большом взрыве», согласно которой Вселенная образовалась всего 15 млрд. лет тому назад путем взрыва «сингулярной точки», в которой до этого была сосредоточена вся масса Вселенной. На этом основании концепция панспермии дальнейшего развития не получила.

Обилие концепций происхождения жизни наглядно демонстрирует широкие возможности фантазирования и выдвижения многочисленных, даже взаимоисключающих гипотез по поднимаемой проблеме, если знания о самом предмете, в данном случае - сущности жизни, недостаточны. Можно с уверенностью сказать, что пока в вопросе о сущности самой жизни не наступит понимания, ни одна из гипотез об ее происхождении не будет выглядеть правдоподобной.

13.3. Антропогенез

13.3.1. Проблема антропогенеза

Антропогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека - на протяжении веков был предметом ожесточенных дискуссий. Задачей антропогенеза является исследование факторов, путей и закономерностей этого процесса, роли в нем трудовой деятельности, речи, а также общества. Последнее особенно важно, ибо человек - общественное животное, а если в силу каких-либо причин он оказывается вне общества, то он становится просто животным, мало чем отличающимся от остального животного мира.

К главным проблемам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей, непосредственные предки человека, основные стадии антропогенеза на различных его этапах, соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи.

Антропогенез является основной частью антропологии - общего учения о происхождении и эволюции человека, образования человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. В антропологию включают обычно кроме естественной истории человека также эволюционную морфологию человека (учение об изменениях в строении человеческого тела в связи с его развитием), этнографию (учение о развитии народов) и археологию (науку, изучающую прошлое человечества по вещественным источникам). К решению проблем антропогенеза привлекаются и другие близкие науки - эмбриология, приматология, палеонтология приматов, психология и физиология, геология и даже лингвистика (языкознание).

Истоки дискуссии об антропогенезе уходят в отдаленные времена. На жажде познания человека объяснить свое происхождение создавались все мировые религии, которые пытались связать обрывки знаний о мире и человеке в какую-то единую систему, в которой нехватка знаний восполнялась фантазией. Но элементы материалистического мировоззрения проникли в антропогенез лишь после эпохи реакционного средневековья. Отражением этого мировоззрения в биологии явились попытки создания теории эволюции органического мира.

Методологической основой анализа и синтеза материалов, привлекаемых к решению проблем антропологии, служит эволюционное учение Ч.Дарвина и, главное, диалектико-материалистическая философия и ее конкретное выражение - трудовая теория антропогенеза, разработанная Ф.Энгельсом. Ее центральная идея заключается в том, что в процессе антропогенеза основным фактором прогрессивного эволюционного и исторического развития человека была трудовая деятельность, осуществляемая коллективно на различных стадиях становления общества.

Проблема антропогенеза относится к числу сложнейших естественнонаучных и философских проблем.



Hosted by uCoz