![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 | |
Глава 16. СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ «Новая физика свихнулась в идеализм, главным образом, именно потому, что физики не знали диалектики». В.И.Ленин. Материализм и эмпириокритицизм 16.1. Система современного научного знания и ее структура Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и сумму научных знаний - научную картину мира. Таким образом, наука - это добывание новых знаний и обобщение уже добытых. Цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов, т.е. теоретическое отражение действительности. Соответственно целью естествознания является описание, объяснение и предсказание процессов и природных явлений на основе открываемых им законов, т.е. теоретическое отражение природных явлений и их общих закономерностей. В XIX и особенно в XX столетиях наука превратилась в производительную силу общества, причем по мере развития общества наука играет все большую роль в развитии производительных сил. Структура науки - естественные, общественные и технические. Классификация науки: Философские науки - диалектика, логика. Математические науки - математика, математическая логика, практическая математика. Естественные и технические науки - астрономия (и космонавтика), астрофизика, физика, химическая физика, физическая химия, химия (и химико-технологические науки с металлургией), геохимия, геофизика, геология, физическая география, биология (и сельскохозяйственные науки), физиология человека (и медицинские науки), антропология. Социальные науки - история, археология, этнография, экономическая география, социально-экономическая статистика, науки о базисе и надстройке (политэкономия, науки о государстве и праве, история искусства и пр.), языкознание, психология и педогогическая наука. По своей направленности по отношению к практике науки делятся на фундаментальные (познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления) и прикладные (применение результатов фундаментальных наук для решения социально-практических проблем). | К естествознанию относятся фундаментальные естественные науки - астрономия, астрофизика, физика, химическая физика, физическая химия, химия, геохимия, геофизика, геология, физическая география, биология, физиология человека, антропология. Эти науки являются базой для технических наук и основой их технологий. Уровни исследований - эмпирические (факты, получаемые с помощью наблюдений и констатирующие качественные и количественные характеристики) и теоретические (наличие особых абстрактных объектов - моделей и связывающих их абстрактных законов). Для теоретического уровня характерны приемы - гипотезы, моделирование, идеализация, абстракция, обобщение, мысленный эксперимент и пр. Соответственно этому всех ученых, работающих в области естествознания, можно разделить на две группы: - ученых-исследователей, изучающих конкретные явления, получающих первичный материал о природных явлениях на основе проведения экспериментов; - ученых-теоретиков, обобщающих полученные исследователями данные и находящих общие закономерности. Первые для получения результатов общаются с природой непосредственно, вторые работают с опосредованными данными, полученными от исследователей. Таким образом, вторая группа ученых непосредственного контакта с природой в исследуемых ими областях не имеет. Вся природа может быть разделена на неживую и живую. Соответственно все направления естествознания могут быть отнесены к одной из этих областей. Но в основе и той, и другой области лежит химия, основой которой является физика. Именно физика и ее законы лежат в основе всех материальных структур, явлений и процессов природы и определяют их сущность. Поэтому законы физики и ее методология существенным образом определяют содержание и методологию естествознания. В связи с этим на физиках лежит особая ответственность не только за состояние и развитие самой физики, но и за состояние и развитие естествознания в целом. И поэтому к физике и в особенности к ее теоретическим основам должны предъявляться повышенные требования. 16.2. Структура современной теоретической физики В основе современной теоретической физики лежат три блока: - классическая механика И.Ньютона; - специальная теория относительности А.Эйнштейна; - квантовая механика. Классическая механика Ньютона является следствием выводов из накопленного естествознанием опыта. Все три закона механики Ньютона были выведены им на основании анализа многочисленных опытных данных, а Закон всемирного тяготения вообще явился аппроксимацией опытных данных Кеплера, полученных им на основе измерений углового положения планет на небосводе. Некоторое несоответствие результатов измерения положения двух планет (Меркурия и Плуто |