Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 348   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348 349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

Глава 16. СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ

«Новая физика свихнулась в идеализм, главным образом, именно потому, что физики не знали диалектики».

В.И.Ленин. Материализм и эмпириокритицизм

16.1. Система современного научного знания и ее структура

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и сумму научных знаний - научную картину мира. Таким образом, наука - это добывание новых знаний и обобщение уже добытых.

Цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов, т.е. теоретическое отражение действительности. Соответственно целью естествознания является описание, объяснение и предсказание процессов и природных явлений на основе открываемых им законов, т.е. теоретическое отражение природных явлений и их общих закономерностей.

В XIX и особенно в XX столетиях наука превратилась в производительную силу общества, причем по мере развития общества наука играет все большую роль в развитии производительных сил.

Структура науки - естественные, общественные и технические.

Классификация науки:

Философские науки - диалектика, логика.

Математические науки - математика, математическая логика, практическая математика.

Естественные и технические науки - астрономия (и космонавтика), астрофизика, физика, химическая физика, физическая химия, химия (и химико-технологические науки с металлургией), геохимия, геофизика, геология, физическая география, биология (и сельскохозяйственные науки), физиология человека (и медицинские науки), антропология.

Социальные науки - история, археология, этнография, экономическая география, социально-экономическая статистика, науки о базисе и надстройке (политэкономия, науки о государстве и праве, история искусства и пр.), языкознание, психология и педогогическая наука.

По своей направленности по отношению к практике науки делятся на фундаментальные (познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления) и прикладные (применение результатов фундаментальных наук для решения социально-практических проблем).

К естествознанию относятся фундаментальные естественные науки - астрономия, астрофизика, физика, химическая физика, физическая химия, химия, геохимия, геофизика, геология, физическая география, биология, физиология человека, антропология. Эти науки являются базой для технических наук и основой их технологий.

Уровни исследований - эмпирические (факты, получаемые с помощью наблюдений и констатирующие качественные и количественные характеристики) и теоретические (наличие особых абстрактных объектов - моделей и связывающих их абстрактных законов). Для теоретического уровня характерны приемы - гипотезы, моделирование, идеализация, абстракция, обобщение, мысленный эксперимент и пр.

Соответственно этому всех ученых, работающих в области естествознания, можно разделить на две группы:

- ученых-исследователей, изучающих конкретные явления, получающих первичный материал о природных явлениях на основе проведения экспериментов;

- ученых-теоретиков, обобщающих полученные исследователями данные и находящих общие закономерности.

Первые для получения результатов общаются с природой непосредственно, вторые работают с опосредованными данными, полученными от исследователей. Таким образом, вторая группа ученых непосредственного контакта с природой в исследуемых ими областях не имеет.

Вся природа может быть разделена на неживую и живую. Соответственно все направления естествознания могут быть отнесены к одной из этих областей. Но в основе и той, и другой области лежит химия, основой которой является физика. Именно физика и ее законы лежат в основе всех материальных структур, явлений и процессов природы и определяют их сущность. Поэтому законы физики и ее методология существенным образом определяют содержание и методологию естествознания. В связи с этим на физиках лежит особая ответственность не только за состояние и развитие самой физики, но и за состояние и развитие естествознания в целом. И поэтому к физике и в особенности к ее теоретическим основам должны предъявляться повышенные требования.

16.2. Структура современной теоретической физики

В основе современной теоретической физики лежат три блока:

- классическая механика И.Ньютона;

- специальная теория относительности А.Эйнштейна;

- квантовая механика.

Классическая механика Ньютона является следствием выводов из накопленного естествознанием опыта. Все три закона механики Ньютона были выведены им на основании анализа многочисленных опытных данных, а Закон всемирного тяготения вообще явился аппроксимацией опытных данных Кеплера, полученных им на основе измерений углового положения планет на небосводе. Некоторое несоответствие результатов измерения положения двух планет (Меркурия и Плуто



Hosted by uCoz