Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 320   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320 321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

анатомии - научная основа диагностики, терапевтического и хирургического лечения и гигиенических мер. Теологическая направленность сочинений Галена способствовала тому, что его наследие в трансформированном виде получило поддержку церкви и господствовало в медицине Запада и Востока в течение многих веков.

Элементы санитарии и общественной медицины, имеющиеся во всех государствах древнего мира, достигли особого уровня в Риме, о чем свидетельствуют остатки водопровода, канализации и бань. В Риме впервые возникли санитарная и военно-медицинская организации, а также служба городских врачей, имелось санитарное законодательство.

В Византийской империи в этот период возникли крупные больницы для гражданского населения. Опустошительные эпидемии и войны обусловили создание в Европе карантинов и лазаретов.

В древнерусском феодальном государстве наряду с монастырской медициной существовала народная медицина. Распространенные лечебники содержали ряд рациональных Наставлений по лечению болезней и бытовой гигиене, а также травники - описание лекарственных трав. Среди народных лекарей была специализация: «костоправы», «очные» и «кильные» (по грыже) лекари, «камнесеченцы», «кам-чужные» (по лечению ломоты, ревматизма) и др., а также бабки-повитухи, бабки-целительницы детей и пр.

Большую роль в развитии медицины сыграли врачи Востока: Ap-Рази (Разес), Ибн-Сина (Авиценна) - автор «Канона врачебной науки», энциклопедического свода медицинских знаний и ряд других.

В Европе в XI-XII вв. возникли медицинские факультеты университетов, но они были во власти схоластики - религиозной философии, соединяющей догматизм с формально-логической проблематикой. Против схоластики за опытное знание вел борьбу испанский врач Арнальдо де Виланова (XIII-XIV вв.) и многие другие.

В эпоху Возрождения уроженец Швейцарии врач Парацельс попытался переосмыслить прошлое и выступил с критикой галенизма. Занимаясь алхимией, он положил начало крупному направлению в медицине - иатрохимии. Считая причиной хронических заболеваний расстройство химических превращений при пищеварении и всасывании, Парацельс ввел в лечебную практику различные химические вещества и минеральные воды. Наиболее видным его последователем был Я.Б.ван Гельмонт, который описал процессы ферментации в желудочном пищеварении.

Основатель современной анатомии А.Везалий (XVI в.) восстал против авторитета Галена и на основании систематического анатомирования трупов описал строение и функции тела человека. Большое влияние на медицину оказали разработка и пропаганда опытного метода исследований философом-материалистом Ф.Бэконом и развитие механики. В 1628 г. У.Гарвей описал кровообращение и тем заложил фундамент физиологии. С.Санторино с помощью построенных им весов изучал обмен веществ в организме человека и развил учение о солидарной патологии, согласно которому болезненное состояние - следствие нарушения движения мельчайших частиц организма. Использовав только что изобретенный микроскоп, А.Левенгук в 1676 г. описал живые микроскопические существа, чем положил начало микробиологии. М.Мальпиги в 1687 г. с помощью микроскопа открыл капиллярное кровообращение.

В области практической медицины наиболее важные события XVI в. - создание Дж.Фракасторо учения о контагиозных (заразных) болезнях и разработка

А.Паре основ хирургии.

В XVIII в. описательный период развития медицины перешел в заключительную стадию. Возникли многочисленные медицинские «системы», пытавшиеся объяснить причины заболеваний и указать принцип их лечения.

Немецкий врач Г.Шталь выдвинул учение об анимизме (от лат. anima - душа), согласно которому болезненный процесс - это ряд движений, совершаемых душой для удаления из тела вредных веществ. Францусские врачи Т.Борде, П.Бартез выступили с учением о «жизненной силе» (витализм). Ф.А.Месмер создал учение о «животном магнетизме». Систему гомеопатии основал С.Ганеман. Шотландец У.Куллен разработал теорию «нервной патологии», исходя из главенства «нервного принципа» в жизнедеятельности организма. Был создан и ряд других теорий и «систем».

Сторонникам умозрительных метафизических систем, основанных на абсолютизации какого-либо открытия или принципа, противостояли представители опытного знания.

Они настаивали на необходимости исследовать болезни путем их тщательного наблюдения. Метод наблюдения у постели больного лег в основу клинической и педогогической деятельности многих врачей XVII-XVIII вв., которые использовали достижения естествознания для критики умозрительных систем и обоснования материалистических представлений об организме и болезнях.

Рост промышленного производства привлек внимание к изучению профессиональных заболеваний, в частности, гигиены труда. Была установлена зависимость здоровья от условий труда и быта. Развитию клинической медицины в XIX

в. способствовала разработка многих новых методов объективного исследования больного. Метод сопоставления клинических наблюдений с результатами посмертных вскрытий породил новые дисциплины - патологическую анатомию и гистологию, которые позволили установить локализацию и материальный субстрат многих болезней.

Исключительное влияние на развитие медицины оказало использование во многих странах экспериментального метода исследований для изучения нормальных и нарушенных функций организма.

Условия для теоретических обобщений в области медицины были созданы прогрессом физики, химии и биологии на рубеже XVIII-XIX вв.: открытие роли кислорода в горении и дыхании, Закона сохранения и превращения энергии, начало синтеза органических веществ. Ю.Либихом было разработано учение о полноценном питании и изучены химические процессы в живом организме, что привело к развитию биохимии.

Крупнейшее открытие XIX в. - открытие клеточной теории строения организмов, позволившей Р.Вирхову создать теорию, согласно которой заболевание -чисто локальный процесс, его сущность - морфологические изменения клеточных элементов, а важнейшая задача медицины - определить места, «где сидит болезнь». Представления о болезни стали связывать с определенными изменениями в строении клеток и органов, возникло учение о перерождении клеток, были описаны



Hosted by uCoz