![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 | |
Так еще в древнегреческой философии возникло течение, резко противопоставлявшее небесное и земное. В то время как великий материалист древности Демокрит (V-IV в. до н.э.) развенчивал веру в богов и отрицал божественность небесных светил, Платон (V-IV в. до н.э.), философ-идеалист, говорил, что астрономия изучает на небе идеальный мир, соответствующий достоинствам обитающих там богов. Платон учил, что все небесные светила прикреплены к хрустальным сферам и движение их равномерно и совершенно. Все небесное, по учению Платона, вечно и неизменно. Это представление поддерживал и ученик Платона Аристотель. Он считал, что земной шар состоит из четырех элементов -огня, воздуха, воды и земли. Но этот изменяющийся «подлунный» мир простирается только до Луны, за которой расположен мир совершенный и неизменный, где господствует пятый элемент - невесомый эфир. Латинское название пятого элемента - квинтэссенция - и до сих пор сохраняется в нашем языке как символ чего-то самого главного в каждой вещи и явлении. Представления Платона и Аристотеля оказали сильное влияние на картину Мира, созданную греческим астрономом Птолемеем во II в., который считал, что Земля находится в центре мира и не может двигаться. Поэтому он создал сложную систему, согласно которой Солнце оказывается на третьем месте от Земли, все планеты движутся не только вокруг Земли, но еще и по дополнительным орбитам (эпициклам), объясняющим видимые пути планет на земном небе. Но уже в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), когда в Европе в недрах феодализма зарождался новый класс - буржуазия, заинтересованный в развитии производства и совершенствовании техники, начинается новый этап в развитии науки и изучении природы. Наступает век великих географических открытий, доказывающих шарообразность Земли. Астрономические приборы и знание законов движения небесных тел все больше необходимы путешественникам, отправлявшимся в неизведанные края. На кораблях появляются астрономические карты. Великая эпоха порождает великих ученых и исследователей, среди которых одно из ведущих мест занимает польский ученый Никола Коперник, создатель первой научной - гелиоцентрической - системы мира, обобщенной им в трактате «Об обращении небесных сфер», опубликованном им в 1543 г., в котором он доказывал, что не Вселенная движется вокруг неподвижной Земли, а наоборот, Земля перемещается в космическом пространстве. Провозглашая идею относительности движения, Коперник поставил вопрос о том, что видимое нашим взорам должно быть принято с учетом движения того тела, откуда ведется наблюдение. А Галилео Галилей гипотезу Коперника подтвердил, наблюдая за небесными светилами через созданную им подзорную трубу (1609). Представления о форме Земли за тысячелетия также подверглись существенным изменениям от плоской, стоящей на трех китах, до шарообразной. Пифогорейцы - последователи учения Пифогора Самосского (VI в. до н.э.), древнегреческого мыслителя, представляющих его как полубога, совершенного мудреца, наследника всей античной и ближневосточной науки, чудотворца и мага-полагали, что все на свете подчинятся гармонии чисел и форм. По этой причине весь Космос должен подчиняться этой гармонии, а Земля должна иметь форму | самой совершенной фигуры - шара. Она не имела права не стремиться к идеалу! Аристотель еще в IV в. до н.э. не только ссылался на шарообразность Земли, но и давал размеры Земли по окружности - 400 ООО греческих стадий. Как получилось это число, указаний нет. До первого кругосветного путешествия Магеллана поездки купцов носили характер радиальный. Достигнув конечной точки, суда поворачивали обратно, оставляя за кормой неизвестную землю и неудовлетворенное любопытство. При этом чем короче был маршрут и спокойнее путешествие, тем ужаснее оказывались истории и вдохновеннее ложь по возвращении: прием, способный отпугнуть потенциальных конкурентов на открытия дальних стран. Однако, несмотря на пальму первенства по части вранья, именно мореплавателям было дано первым заметить, как постепенно скрываются на горизонте мачты пиратского корабля... Постепенно!.. Не это ли соображение привело древних вавилонян к представлению о Земле в виде полукруглой горбушки, вылезающей боком из безбрежного океана? В средние века представления о шарообразности Земли и ее движении отрицались как противоречащие священному писанию. Идея шарообразности Земли вновь завоевала признание лишь в эпоху Возрождения с началом Великих географических открытий. Генуэзец Христофор Колумб, опираясь на античные учения о шарообразности Земли, при поддержке андалусских купцов и банкиров организовал последовательно 4 экспедиции для открытия Индии в западном направлении через Атлантический океан ( 1 - 1492-93; 2 - 1493-96; 3 - 1498-1500; 4 - 1502-04). Но хотя он и открыл Америку для европейцев, шарообразность Земли доказана не была. Кругосветное путешествие португальского мореплавателя Фернана Магеллана, завершившееся в 1522 г., доказало шарообразность Земли и наличие единого Мирового океана. Проблема фигуры Земли стала полем научного сражения между двумя мощными научными школами, для каждой из них это был сугубо частный вопрос. И.Ньютон считал, что Земля приняла вид сфероида, близкого к эллипсоиду вращения, вследствие ее вращения около оси и взаимного притяжения составляющих ее масс. Его активно поддержал первый иностранный член Лондонского королевского общества нидерландский механик, физик и математик Хёйгенс Гюйгенс. Но по теории вихрей француза Рене Декарта и по мнению директора Парижской обсерватории основателем династии францусских астрономов итальянского астронома и математика Джованни-Доменико Кассини, ставшего во Франции Жаном Домеником Кассини, и его сына Жака, Земля сплющена у экватора и удлинена по направлению к полюсам. Чтобы решить этот вопрос, надо было измерить хотя бы кусочки дуг меридиана на разных широтах и посмотреть, как соотносятся расстояния, приходящиеся на один градус. После длительных измерений, не давших результата вследствие недостаточной точности, Парижская академия при поддержке морского министра отправила в 1735 г. одну экспедицию в Перу, на экватор, а чуть позже - вторую в Лапландию, поближе к полюсу. . Восемь лет в Кордильерах францусские ученые измеряли дугу длиной в три 13 Зак. 110 |