Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 176   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176 177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

Так еще в древнегреческой философии возникло течение, резко противопоставлявшее небесное и земное. В то время как великий материалист древности Демокрит (V-IV в. до н.э.) развенчивал веру в богов и отрицал божественность небесных светил, Платон (V-IV в. до н.э.), философ-идеалист, говорил, что астрономия изучает на небе идеальный мир, соответствующий достоинствам обитающих там богов. Платон учил, что все небесные светила прикреплены к хрустальным сферам и движение их равномерно и совершенно. Все небесное, по учению Платона, вечно и неизменно. Это представление поддерживал и ученик Платона Аристотель. Он считал, что земной шар состоит из четырех элементов -огня, воздуха, воды и земли. Но этот изменяющийся «подлунный» мир простирается только до Луны, за которой расположен мир совершенный и неизменный, где господствует пятый элемент - невесомый эфир. Латинское название пятого элемента - квинтэссенция - и до сих пор сохраняется в нашем языке как символ чего-то самого главного в каждой вещи и явлении.

Представления Платона и Аристотеля оказали сильное влияние на картину Мира, созданную греческим астрономом Птолемеем во II в., который считал, что Земля находится в центре мира и не может двигаться. Поэтому он создал сложную систему, согласно которой Солнце оказывается на третьем месте от Земли, все планеты движутся не только вокруг Земли, но еще и по дополнительным орбитам (эпициклам), объясняющим видимые пути планет на земном небе. Но уже в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), когда в Европе в недрах феодализма зарождался новый класс - буржуазия, заинтересованный в развитии производства и совершенствовании техники, начинается новый этап в развитии науки и изучении природы. Наступает век великих географических открытий, доказывающих шарообразность Земли. Астрономические приборы и знание законов движения небесных тел все больше необходимы путешественникам, отправлявшимся в неизведанные края. На кораблях появляются астрономические карты.

Великая эпоха порождает великих ученых и исследователей, среди которых одно из ведущих мест занимает польский ученый Никола Коперник, создатель первой научной - гелиоцентрической - системы мира, обобщенной им в трактате «Об обращении небесных сфер», опубликованном им в 1543 г., в котором он доказывал, что не Вселенная движется вокруг неподвижной Земли, а наоборот, Земля перемещается в космическом пространстве. Провозглашая идею относительности движения, Коперник поставил вопрос о том, что видимое нашим взорам должно быть принято с учетом движения того тела, откуда ведется наблюдение. А Галилео Галилей гипотезу Коперника подтвердил, наблюдая за небесными светилами через созданную им подзорную трубу (1609).

Представления о форме Земли за тысячелетия также подверглись существенным изменениям от плоской, стоящей на трех китах, до шарообразной. Пифогорейцы - последователи учения Пифогора Самосского (VI в. до н.э.), древнегреческого мыслителя, представляющих его как полубога, совершенного мудреца, наследника всей античной и ближневосточной науки, чудотворца и мага-полагали, что все на свете подчинятся гармонии чисел и форм. По этой причине весь Космос должен подчиняться этой гармонии, а Земля должна иметь форму

самой совершенной фигуры - шара. Она не имела права не стремиться к идеалу!

Аристотель еще в IV в. до н.э. не только ссылался на шарообразность Земли, но и давал размеры Земли по окружности - 400 ООО греческих стадий. Как получилось это число, указаний нет.

До первого кругосветного путешествия Магеллана поездки купцов носили характер радиальный. Достигнув конечной точки, суда поворачивали обратно, оставляя за кормой неизвестную землю и неудовлетворенное любопытство. При этом чем короче был маршрут и спокойнее путешествие, тем ужаснее оказывались истории и вдохновеннее ложь по возвращении: прием, способный отпугнуть потенциальных конкурентов на открытия дальних стран. Однако, несмотря на пальму первенства по части вранья, именно мореплавателям было дано первым заметить, как постепенно скрываются на горизонте мачты пиратского корабля... Постепенно!.. Не это ли соображение привело древних вавилонян к представлению о Земле в виде полукруглой горбушки, вылезающей боком из безбрежного океана?

В средние века представления о шарообразности Земли и ее движении отрицались как противоречащие священному писанию. Идея шарообразности Земли вновь завоевала признание лишь в эпоху Возрождения с началом Великих географических открытий.

Генуэзец Христофор Колумб, опираясь на античные учения о шарообразности Земли, при поддержке андалусских купцов и банкиров организовал последовательно 4 экспедиции для открытия Индии в западном направлении через Атлантический океан ( 1 - 1492-93; 2 - 1493-96; 3 - 1498-1500; 4 - 1502-04). Но хотя он и открыл Америку для европейцев, шарообразность Земли доказана не была.

Кругосветное путешествие португальского мореплавателя Фернана Магеллана, завершившееся в 1522 г., доказало шарообразность Земли и наличие единого Мирового океана.

Проблема фигуры Земли стала полем научного сражения между двумя мощными научными школами, для каждой из них это был сугубо частный вопрос.

И.Ньютон считал, что Земля приняла вид сфероида, близкого к эллипсоиду вращения, вследствие ее вращения около оси и взаимного притяжения составляющих ее масс. Его активно поддержал первый иностранный член Лондонского королевского общества нидерландский механик, физик и математик Хёйгенс Гюйгенс. Но по теории вихрей француза Рене Декарта и по мнению директора Парижской обсерватории основателем династии францусских астрономов итальянского астронома и математика Джованни-Доменико Кассини, ставшего во Франции Жаном Домеником Кассини, и его сына Жака, Земля сплющена у экватора и удлинена по направлению к полюсам.

Чтобы решить этот вопрос, надо было измерить хотя бы кусочки дуг меридиана на разных широтах и посмотреть, как соотносятся расстояния, приходящиеся на один градус. После длительных измерений, не давших результата вследствие недостаточной точности, Парижская академия при поддержке морского министра отправила в 1735 г. одну экспедицию в Перу, на экватор, а чуть позже - вторую в Лапландию, поближе к полюсу. .

Восемь лет в Кордильерах францусские ученые измеряли дугу длиной в три

13 Зак. 110



Hosted by uCoz