Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 366   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366 367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

физиком А.Комптоном в 1922 г. было экспериментально доказано, что свет наряду с волновыми обладает и корпускулярными свойствами.

Вторая линия развития начинается с работы Эйнштейна 1907 г., посвященной теории теплоемкости твердых тел. Электромагнитное излучение представляющее собой набор электромагнитных волн различных частот, эквивалентно набору осцилляторов - колебательных систем. Излучение или поглощение волн эквивалентно возбуждению или затуханию соответствующих осцилляторов. Но осциллятор может иметь только определенный квантованный набор уровней энергий. Разность соседних уровней энергий должна равняться hv. Твердое тело эквивалентно набору конкретных осцилляторов.

Эти две линии послужили Н.Бору основой для приложения идеи квантования энергии к теории строения атома.

16.4.2. Атомистика и квантовая механика

Попытки решения проблемы структуры мира и структуры вещества были предприняты в глубокой древности, но до нас сведения о них почти не дошли. И хотя традиционно первые попытки создания атомизма мы относим к Древней Греции, на самом деле они были осуществлены за многие тысячелетия до этого.

Атомистические представления в древнем мире коррелировались с представлениями об эфире, но если эфиру приписывались лишь общие абстрактные свойства, то атомам приписывались уже некоторые конкретные характеристики, свойственные телам.

Эмпедокл из Агригента на Сицилии (490-430 гг. до н.э.) попытался объяснить окружающий мир на основе обобщенной теоретической системы. Очень важным было представление Эмпедокла о том, что из четырех тогда известных элементов -«земли» (твердь), «воды» (жидкость), «воздуха» (газ) и «огня» (энергия) образуются мельчайшие «осколки». Эти «осколки» можно соединять и таким образом получать различные вещества. Эмпедоклом выдвинуты идеи о «порах», «симметрии», «избирательном сродстве» - теоретические модели предполагаемого строения различных «осколков», отражающие их способность к соединению. Фактически Эмпедокл впервые ввел представления об энергии, растворенной повсеместно. Это представление было впоследствии использовано авторами идеи «теплорода» -особой жидкости, присутствие которой обеспечивает наличие температуры у тел. Древнегреческий философ Анаксогор (500-428 до н.э.) развил положения Эмпедокла и выдвинул учение о гомеомериях - «семенах вещей», которые он мыслил бесконечными по качеству и количеству. Каждый из элементов также состоит из бесконечного количества более мелких частиц.

Для развития естественнонаучных знаний была особенно важна конкретизация представлений о существовании необычайно малых частицах веществ. Это сделали Левкипп и Демокрит, сформулировав понятие об атомах. Их учение подняло представление о строении материи на новую ступень развития.

Левкипп (ок. 500-440 до н.э.) и Демокрит (ок. 460-370 до н.э.) создали атомистическое учение, опираясь на взгляды своих предшественников. По их мнению,

атомы могут иметь различную форму и величину. Это определяет возможности их разнообразных соединений. Порядок и расположение атомов в веществах, т.е. структуры веществ, могут существенно различаться. Блогодаря различным комбинациям разнообразных атомов образуется бесконечное множество веществ. В отличие от Анаксогора Левкипп и Демокрит считали, что движение атомов присуще им изначально как способ их существования.

Атомы Демокрита - не разрезаемые (а не неделимые природно!), существующие вечно материальные образования. Атомы различаются формой, порядком следования и положением в пустом пространстве, а также величиной, зависящей от их тяжести. Они имеют впадины и выпуклости. Из их «вихрей» путем естественного сближения образуется весь мир. Но сами атомы состоят из а’меров, истинно неделимых частиц. В.И.Ленин высоко ценил материализм Демокрита, обозначив его именем материалистическую традицию в истории философии («линия Демокрита»).

Атомистические представления античных натурфилософов развивались в сочинениях некоторых арабских мыслителей в средние века. Однако лишь в XVI-

XVII вв. был достигнут существенный прогресс атомистических воззрений.

Существенный вклад в атомистику был сделан А.Лавуазье, опубликовавшим в 1789 г. «Начальный учебник химии», в котором он ряд элементов назвал «простыми», т.е. не разлагавшимися. И наконец, в начале XIX в. атомистика стала теорией, важнейшей для познания химических явлений блогодаря исследованиям Дальтона и Берцеллиуса. Именно Дальтон в 1824 г. дал название «атом» наимельчайшей частице «простого» вещества. С этого момента химия встала на научную основу, хотя многое в ней не было осознано до тех пор, пока Д.И.Менде-леев в 1869 г. не разработал свой знаменитую Периодическую таблицу элементов.

В 1834 г. англичанин М.Фарадей провел серию исследований с целью выяснить природу того, что называли электричеством. Он твердо пришел к выводу, что «атомы материи каким-то образом одарены электрическими силами или связаны с ними, и им они обязаны своими наиболее замечательными качествами». Он установил, что атомы тел, эквивалентные друг другу в отношении их обычного химического действия, содержат равные количества электричества. Немецкий физик Вебер высказал мысль о том, что каждая весомая молекула содержит равное количество положительного и отрицательного электричества, и противоположные заряды подходят настолько близко, что начинают вращаться вокруг друг друга, оставаясь разделенными.

Результаты исследования свойств электрона и радиоактивности позволили строить конкретные модели атома. В модели, предложенной английским физиком Дж.Дж.Томсоном в 1903 г., атом представлялся в виде положительно заряженной сферы, в которую вкраплены незначительные по размеру по сравнению с атомом отрицательно заряженные электроны. Они удерживаются в атоме блогодаря тому, что силы притяжения их распределенным положительным зарядом уравновешиваются силами их взаимного отталкивания. Томсоновская модель давала известное объяснение возможности испускания, рассеяния и поглощения света атомом. При смещении электронов из положения равновесия возникает «упругая» сила, стремящаяся восстановить равновесие. Под действием электрических сил падающей электромагнитной волны электроны в атоме колеблются с той же час-



Hosted by uCoz