![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 | |
неделимые, лишенные частей. Идея о двух видах атомов была упомянута и последующими исследователями, например Эпикуром (342-272 гг. до н.э.). Амеры (по Демокриту) или «элементы» (по Эпикуру), являясь частями атомов, обладают свойствами, совершенно отличными от свойств атомов. Например, если атомам присуща тяжесть, то амеры полностью лишены этого свойства. Полное непонимание на протяжении многих веков этого кажущегося противоречия привело к существенному искажению толкования учения Демокрита. Уже Александр Афродийский упрекает Левкиппа и Демокрита в том, что не имеющие частей амеры, постигаемые умом в атомах и являющиеся их частями, невесомы. Это непонимание продолжается и в настоящее время. Упомянутое кажущееся противоречие имеет в своей основе представление о том, что тяжесть, вес (гравитация) есть врожденное свойство материи. Между тем гравитация может быть объяснена как результат движения и взаимодействия (соударений) амеров. Тогда атом как совокупность амеров, окруженный амерами же, может испытывать притяжение со стороны других атомов блогодаря импульсам энергии, передаваемым амерами по-разному, в зависимости от того, с какой стороны от атома находятся другие атомы, что и создает эффект взаимного притяжения атомов. Амеры же, являясь носителями кинетической энергии, никакой тяжестью обладать не будут. Следовательно, если полагать гравитацию следствием проявления совокупного поведения амеров, а не врожденным свойством материи (явлением, свойственным комплексу, но не принадлежащим его частям), то противоречие легко разрешается. Вся же совокупность амеров, перемещающихся в пустоте и соударяющихся друг с другом, является общемировой средой, апейроном, по выражению Анаксимандра, а по-русски - эфиром. Таким образом, эфир имеет достаточно древнюю историю, восходя к самым началам известной истории культуры человечества. Каким же образом и по каким причинам эфиродинамические знания, которыми располагали древние ученые, оказались утраченными? Представляется, что главной причиной утраты древних знаний является их невостребованность производством: рабовладельческое общество не нуждалось в высоких технологиях, и они были забыты. Знания, в которых общество уже более не нуждается, неизбежно утрачиваются. Существовало множество ныне утраченных технологий, рецептов, способов. Многие религиозные обряды у различных народов приобрели ритуальный мистический характер, хотя на самом деле они отражают определенные технологические процессы, ныне утраченные. То же относится и к некоторым народным танцам. Таким образом, следует констатировать, что утрата знаний со временем есть такой же фундаментальный процесс, сопровождающий развитие челове* чества, как и их накопление. Автор выдвигает предположение, что эфиродинамика, то есть наука о природе и свойствах эфира - мировой среды и о структуре вещества и полей на его основе была широко известна в древнейшем мире, и отдельные ее фрагменты и отголоски дошли до нас. Выдвигается также предположение, что Демокрит, в | частности, не сам изобрел идею атомизма, а, получив некоторые сведения от Левкиппа, который тоже не является автором атомизма, постиг затем это учение в Древнем Египте, где он пробыл пять лет, находясь среди жрецов, а затем пять лет обучался у могов - жреческого племени страны Мидия. Однако и египетские, и мидянские жрецы тоже не сами придумали атомизм, а почерпнули его из значительно более древних источников, совершенно не дошедших до нас. По мнению автора, такие учения, как чарвака (Древняя Индия), древнекитайский даосизм, а также некоторые другие несут в себе остатки еще более древних материалистических знаний типа эфиродинамики. Автор не согласен с высокомерной оценкой некоторых современных философов, использующих по отношению к философии глубокой древности термины типа «наивный материализм» - для такой оценки мы не располагаем достаточно достоверными фактами. Напротив, сопоставление различных учений друг с другом, верований, религий говорит о том, что все они в глубочайшей древности имели общие корни и эти корни были материалистичны и весьма основательны. По мнению автора, такие ученые древности, как Эпикур, Анаксимандр, Анаксогор и более поздние - Аристотель и другие, внося свой «вклад» в философию естествознания, дополняя ее, все более отходили от первоисточников -древнейших знаний и искажали их. В основе мировых религий, по мнению автора, лежит серьезная материалистическая основа, например, представление о единстве Вселенной. Не случайно латинское «Део» - Бог созвучно с китайским «Дао» - природа, а древнеславянское «Перун» - бог огня, грома и молнии созвучно с греческим «Апейрон» -эфир. Если в известной оде Державина понятие «Бог» заменить термином «эфир», то получится неплохое описание свойств материи эфира. Такие известные «божественные» проявления, как вездесущность, всемогущество и т.п., вполне соответствуют свойствам мировой материальной среды. Однако цели религий были социальными, направленными на поддержку властей и существующего социального порядка. И это в конце концов привело к персонификации отдельных проявлений природы, а затем и всей природы в целом, и к полному выхолащиванию первоначального материалистического содержания. И уже рабовладельческий строй, не нуждавшийся в технологии производства, основанной на использовании глубинных законов природы, но нуждавшийся в закрепощении рабочей силы, привел к тому, что древнейшие знания были утрачены. Есть основания полагать, что ряд древних учений, которые сегодня легко относят к суевериям, мистицизму и шарлатанству, такие, как алхимия, астрология, различного вида магии в свое время содержали в себе реальные и весьма полезные знания. В качестве примера полезности такого направления можно привести работы академика А.Л.Чижевского, фактически частично восстановившего астрологию. В своих работах на основе большого статистического материала он доказал взаимозависимость процессов на Солнце и на Земле. А известно, что процессы на Солнце слишком хорошо коррелируются с положением больших планет - Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. |