Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. М.: ИД СП, 2006.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 216   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216 217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446 

фор, магний, сера, хлор, натрий, железо. Эти элементы входят в состав всех живых организмов, составляют их основную массу и играют большую роль в процессах жизнедеятельности. Успехи аналитической химии и спектрального анализа расширили перечень биогенных элементов, в состав организмов в малых дозах входят микроэлементы, но они играют важную биологическую роль. Многие элементы играют важную роль только для определенных видов организмов (например, бор для растений). При нарушении поступления в организмы того или иного биоэлемента наступают биогеохимические эндемии, например зоб у человека при недостатке йода в воде и пище или черная пятнистость свеклы при недостатке бора.

Всю живую природу можно сравнить с иерархической «лестницей» существ, на нижних ступенях которой расположены простейшие одноклеточные организмы, а на верхних - бесконечно сложные существа, растения, животные и человек.

Сегодня на нашей планете имеется:

- бактерий - 31 род;

- водорослей - 4000 видов, из них:

- сине-зеленых водорослей - 150 родов (1400 видов);

- грибов - около 200 000 видов;

- лишайников - около 16 000 видов;

- мхов - свыше 18 000 видов;

- растений — около 500 000 видов.

Немало на Земле и представителей животного мира, среди них простейших одноклеточных насчитывается около 15 000 видов, а позвоночных - около 70000 видов, в том числе:

- кишечнополостных - 5000-9000 видов;

- червей плоских - 6500 видов;

- червей круглых - 5000-8000 видов;

- червей кольчатых - 5000-7600 видов;

- млекопитающих - 12 540 видов;

- птиц - 16 000 видов;

- пресмыкающихся и земноводных - 9000 видов;

- рыб - 20 000 видов;

Всего же видов, населяющих нашу планету, насчитывается более полутора миллионов.

Высшей ступенью живых организмов на Земле является человек, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек, создавая орудия труда, является новым фактором, оказывающим мощное влияние на биосферу, используя их для воздействия на окружающий мир.

В связи с тем, что воздействие человека, особенно в последние десятилетия, оказалось весьма существенным для природы, Вернадским было выдвинуто понятие «ноосферы», т.е. сферы воздействия на природу человеческого разума, знаний. Человек, познавая природу и совершенствуя технику, становится крупной силой, сопоставимой по масштабам с геологической, и начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, чаще всего - негативное.

Ноосфера имеет тенденцию к расширению. В понятии ноосферы подчеркивается необходимость разумной организации взаимодействия общества и природы в противоположность стихийному, хищническому отношению. Отношение к природе определяется не только уровнем техники, но и социальным строем. Погоня за прибылью в капиталистическом строе неизбежно ведет к разбазариванию природных ресурсов и резкому ухудшению экологии вплоть до катастрофических последствий.

Идеи Вернадского оказали огромное влияние на экологическое мышление в СССР и за рубежом. Особенно актуальными они стали в 50-60-е годы в связи с возросшей угрозой глобальных нарушений в биосфере, вызванных деятельностью человека.

Характеризуя сегодняшнее состояние биосферы и ноосферы как критическое для человечества в целом, приходится констатировать, что выходом является только смена ориентаций - приоритет ценностей человека и общества над частными и личными интересами, отказ от прибыли как основной цели производства и государственный контроль за всеми видами технологических процессов и производств. При этом решения о допустимости тех или иных проектов должны приниматься с учетом их отдаленных последствий.

9.5. Земные загадки

Казалось бы, что, живя на поверхности Земли, ученые разобрались в ее строении и процессах, происходящих в ней и на ней, достаточно глубоко. Однако на самом деле это не всегда так.

Земля имеет сложную форму, определяемую совместным действием гравитации, центробежных сил, а также совокупностью внутренних и внешних рельефообразующих сил. Приближенно в качестве формы (фигуры) Земли принимают уровенную поверхность гравитационного потенциала, т.е. поверхность, во всех точках перпендикулярную к направлению отвеса, совпадающую с условной поверхностью воды в океане при отсутствии волн, приливов, течений и возмущений. Такую поверхность принято называть геоидом.

Принципиально для многих расчетов годится упрощенная модель Земли, например шар или эллипсоид вращения. Но на самом деле реальная форма Земли это не совсем эллипсоид, потому что Земля несколько вытянута к северу и сплюснута на юге, разница составляет примерно 400 метров, а причина этого неизвестна.

До последнего времени были неизвестны также причины и некоторых других явлений, например, следующих:

- почему Земля вообще имеет этакую форму груши, вытянутую к северу?

- почему точно на севере находится океан, а точно на юге материк, покрытый льдом, да еще на нем пониженная температура и постоянный антициклон?

- почему материки сосредоточены в основном в Северном полушарии?

- почему в южных широтах существуют «ревущие сороковые»?

14 Зак. 110



Hosted by uCoz