![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 | |
Накануне очередной физической революции. 223 естествознания в структуре общественного производства, можно сделать заключение о том, что общей целью науки является создание предпосылок для развития общественного производства, а основным противоречием, двигающим науку, является противоречие между текущим состоянием общественного производства и тем, которое требуется для удовлетворения общественных нужд. Невозможность науки на определенном этапе разрешить это противоречие и есть кризис. Кризисы в естествознании происходили неоднократно. Все они были связаны с тем, что прикладные нужды требовали проведения новых исследований, эти исследования приводили к появлению новых фактов, а новые факты не укладывались в установившиеся представления. Накопление таких фактов обостряло противоречия и приводило к кризису. Для того чтобы найти пути разрешения очередного кризиса, полезно обратиться к так называемому системно-историческому методу исследований. Этот метод заключается в том, что рассматриваемая область рассматривается на единой основе как совокупность взаимосвязанных факторов, т.е. как система, а сама эта система изучается в процессе ее возникновения, становления и деградации, которое ведет ее к очередному противоречию и. следовательно, к очередному кризису, который далее разрешается на той же основе. Применительно к естествознанию это означает, что, прежде всего, должна быть найдена единая основа для всех имевшихся в нем на протяжении всей его истории этапов, для которых необходимо найти общую основу их противоречий, а также особенности противоречий применительно к каждому конкретному этапу, затем обозначить начало каждого этапа, связанное с разрешением конкретного противоречия, т. е. с разрешением предыдущего кризиса, затем проследить развитие естествознания на каждом этапе и возникновение нового противоречия, которое приведет естествознание к новому кризису, который может быть преодолен тем же способом, что и предыдущие кризисы. Простейший анализ показывает, что постоянной основой для естествознания на всех этапах его развития является, прежде всего, структура производства, в которой естествознание занимает свое постоянное место - между природой и технологиями. Все кризисы естествознания были связаны с тем, что на определенном этапе своего развития естествознание оказывалось неспособным удовлетворить требованиям производства, его нуждам, внешне это выражалось в | 224 Глава 8. неспособности естествознания развивать технологии на достигнутом уровне - освоенном иерархическом уровне организации материи. Д разрешение кризиса заключалось в том, что организация материи на этом освоенном уровне признавалась сложной, и в рассмотрение вводился следующий, более глубинный уровень организации материи, в результате чего ранее освоенный уровень оказывался комбинаторикой элементов этого глубинного иерархического уровня организации материи, и эго позволяло разрешить накопившиеся противоречия. Естествознание получало новый импульс, разрабатывались новые методы, появлялась возможность создания принципиально новых технологий, и производство получало новый импульс к развитию. И это развитие продолжалось до накопления новых противоречий, когда весь процесс повторялся. В естествознании разрешение кризиса происходило всегда стереотипно: находились люди, не обремененные традициями, и они изыскивали новый способ обобщения уже известных и появившихся новых фактов. Рассмотрение всех прошедших кризисов показывает, что все способы выхода из возникших кризисов в разные эпохи фактически были одинаковыми: в рассмотрение вводился некий новый общий строительный материал, а все освоенные или новые материальные образования оказывались комбинаторикой этого строительного материала. И кризис благополучно разрешался. Но, кроме того, открывались новые направления, и появлялись новые области науки. Еще Фалес Милетский ( 6 в. до н.э.) показал, что природа едина и в ее основе лежит единая субстанция (апейрон - неопределенное), но вскоре Аристотель пришел к выводу о необходимости введения субстанций, т.е. агрегатных состояний вещества («земля» - твердь, «вода» - жидкость, «воздух» - газ, «огонь» - энергия). Это стимулировало развитие философии. В 16 веке Парацельс (Филипп фон Гогенгейм) разработал теорию, в соответствии с которой болезни происходят в результате нарушения химизма веществ. На этом фоне родилась фармакология. В 18 веке Ломоносов разработал теорию корпускул, Лавуазье ввел представления об элементах. Минимум вещества позже был назван молекулой. Вещество оказалось комбинаторикой молекул. Родилась химия. В 19 веке было введено понятие атома. Молекулы оказались комбинаторикой атомов. Родилась наука об электромагнетизме. |