![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 | |
Некоторые положения материалистической философии науки 179 которые реализуются с помощью новых орудий производства. Растет производительность труда, появляется возможность улучшения благосостояния всех людей. Однако при наличии частной собственности на элементы производства благосостояние членов общества растет не равномерно: большая доля достается собственникам элементов производства, и на этой основе возникает социальная напряженность, которая заканчивается очередной социальной революцией -становлению новой общественно-экономической формации, в которой собственность на элементы производства становится более обобществленной, перешедшей из частной собственности в общественную. Тогда противоречие на время снимается, пока в новой формации не произойдет то же самое. После очередной социальной революции, которая производит передел собственности на элементы общественного производства в пользу исполнителей, производительные силы начинают развиваться ускоренно. Это же касается и естествознания, которое вскоре после победы очередной социальной революции начинает ускоренно развиваться, подготавливая почву для создания новых высокопроизводительных технологий. Примером является бурное развитие науки в Англии с конца 17 в., во Франции после победы буржуазной революции 1793 года, и в СССР после победы социалистической революции в 1917 г. Наоборот, контрреволюционные перевороты разрушают производительные силы, и здесь примером является сегодняшнее состояние России, обратившей свое развитие вспять - от социализма к капитализму: в производстве главной стала задача не сделать, а продать, в науке основной задачей стало не найти новые направления и открытия, а изображать научную деятельность и охранять «интеллектуальную собственность». Наука деградировала. Отсюда видно, что в отношении к развитию науки разные классы проявляют различную заинтересованность. Больше всего должны быть заинтересованы исполнители производства, но лишь в той мере, в которой достижения науки не приведут их к еще большему обнищанию, ибо повышение производительности труда способно привести к сокращению рабочих мест. Организаторы и управляющие производством тоже заинтересованы в развитии науки, но тоже в той степени, в которой это не скажется на их личном положении. А собственники элементов производства заинтересованы в развитии науки | 180 Глава 7. только постольку, поскольку они смогут увеличить свои доходы, но не настолько, чтобы рисковать потерять все в результате социальной революции, являющейся прямым следствием развития производительных сил: над ними висит дамоклов меч лишения своих привилегий в результате передела собственности. Отсюда и линия их поведения по отношению к развитию науки, включая естествознание. Таким образом, у всех классов вырабатывается двойственное отношение к научному прогрессу, но у каждого по своей причине. Тем не менее, научные заделы создаются учеными во все времена, в том числе и в кризисные, и именно эти заделы оказываются той базой, на которой после разрешения кризиса общественных отношений будет развиваться производство. 7.2. Материализм и идеализм в естествознании К философии у многих естествоиспытателей сложилось пренебрежительное отношение как к науке бесполезной, ничего не дающей. Еще Энгельс заметил [1, с 179]: «Естествоиспытатели воображают, что они освобождаются от философии, когда игнорируют или бранят ее. Но так как они без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышления же необходимы логические категории, а эти категории они практически заимствуют либо из обыденного общего сознания так называемых образованных людей, над которыми господствуют остатки давно умерших философских систем, либо из крох прослушанных в обязательном порядке университетских курсов по философии (которые представляют собой не только отрывочные взгляды, но и мешанину из воззрений людей, принадлежащих к самым различным и по большей части к самым скверным школам), либо из некритического и несистематического чтения всякого рода философских произведений, -то в итоге они все-таки оказываются в подчинении у философии, но, к сожалению, по большей части самой скверной, и те, кто больше всех ругает философию, являются рабами как раз наихудших вульгаризированных остатков наихудших философских учений». На самом деле, философия для естествоиспытателей необходима потому, что она дает общий подход к пониманию общих законов устройства и развития природы и общества, учит постановке целей |