![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 | |
156 Глава 6. том, чю «поле - особый вид материи», современная физическая теория, увы, не пошла. Таким образом, физическая теория сегодня ничего не объясняет и даже не пытается этого сделать, а всего лишь описывает явления. Для описания явлений используется математический аппарат, но от этою описание не превращается в объяснение. Описания явлений в современной физике носят поверхностный характер, и, следовательно, современная физика феноменологична. В статье А.П.Огурцова [5] отмечено: «Феноменология - идеалистическое философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собственно области философского анализа - рефлексии (формы теоретической деятельности, направленных на осмысление своих собственных действий и их законов) сознания о своих актах и о данных в них содержании ...в современной буржуазной философии феноменология выступает как метод анализа чистого сознания. ...Феноменология имеет дело с организацией сознания как такового, с априорными, надысторическими структурами чистого сознания, которые составляют условия возможности эмпирического и теоретического знания. ...Выявляя несостоятельность основных принципов и положений феноменологии - ее субъективизм, разрыв с методологией естественных наук, схоластичность, марксисты отмечают и рациональные моменты феноменологической философии - острую критику сциентицизма (абсолютизации ценности научных знаний) и позитивизма (подлинное, «позитивное» знание может быть получено лишь специальными науками, а не философией)...». Таким образом, феноменология как метод познания имеет рациональное зерно Не отрицая полезности и даже необходимости внешнего описания явлений, тем не менее, приходится отметить безусловную недостаточность подобного подхода к изучению явлений вообще. Феноменологический подход слишком поверхностен. Глубинные причины явлений, их внутреннюю сущность этот подход вскрыть не в состоянии, а отсюда и его ограниченность. Не понимая внутренней сущности явлений, нельзя понять, до каких пределов можно распространить выводы, полученные на основании изучения одних | Критика методологии современной теоретической физики 157 явлений на другие. Феноменология принципиально ограничивается описаниями явлений, опирающимся на их внешнюю сторону, чем принципиально отличается от динамического подхода, стремящегося выявить внутренний механизм явлений, их внутреннюю сущность. Там, где феноменологический подход исчерпывает свои возможности, динамический подход только еще берет свое начало. Его возможности принципиально безграничны, ибо он предполагает неисчерпаемость материи вглубь и абсолютно для любых явлений предполагает наличие у них внутренних механизмов, наличие причинно-следственных связей частей явлений, наличие движения материи на глубинных иерархических уровнях ее организации, следствием чего и оказывается изучаемое явление. В отличие от феноменологии, которая каждое явление описывает отдельно, а затем пытается найти в них нечто общее, ускользающее от нее, так как каждое явление описано частично, поверхностно, динамика вскрывает сущностный механизм явлений, где каждое явление выступает как частичное проявление общих скрытых форм движения материи. Здесь открываются совершенно новые сущностные возможности для выявления общности самых разнообразных явлений, для их обобщения. Таким образом, динамический подход, не исключая феноменологии, вбирая ее в себя как полезную часть, оказывается гораздо богаче чистой феноменологии. Можно только сожалеть о том, что динамический подход к изучению явлений в современной физике не развит. 6.6. Критика представлений частных закономерностей как общих Для современной теоретической физики характерно распространение частных результатов и частных положений далеко за пределы тех исходных условий, на основании которых они были получены. Начало такому образу действий положил, по-видимому, Ньютон, назвавший свой закон притяжения тел Всемирным. Хотя основанием для подобного названия закона тяготения являлась его очевидность (почему бы всем телам вообще не притягиваться друг к другу, если уже известно, что планеты притягиваются Солнцем, друг другом, а на Земле |